Советы дефектолога
Основы развития ребенка

Саморегуляция – процесс управления человеком собственными психологическими и физиологическими состояниями,
а также поступками. Развитие саморегуляции – одна из центральных линий развития детей дошкольного возраста.
Игра «Птицы, рыбы, звери»
Цель игры: развитие переключаемости ребёнка, его крупной моторики, формирование общих представлений об окружающем мире.
Ход игры: Ребёнок идёт по комнате, в руках у него мяч. Взрослый называет любых птиц, или рыб, или животных. Если ребёнок слышит название рыбы, он кидает мяч об пол и ловит, если слышит название птицы, то кидает мяч вверх и ловит. Если ребёнок слышит название зверя, то кидает мяч вверх, делает хлопок и ловит мяч.
Игра «Секретное слово»
Цель игры: формирование самоконтроля, внимания.
Ход игры: Взрослый говорит ребёнку любое секретное слово, которое тот должен запомнить и во время чтения родителем рассказа, это секретное слово ребёнок «ловит» (хлопает в ладошки, например). Возможно введение нескольких секретных слов для усложнения с разными двигательными задачами («Слышишь первое слово – хлопаешь в ладошки, слышишь второе – топаешь ногами!»)
Использованный источник: Веракса А. Н. Развитие саморегуляции у дошкольников. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,
2019 — 112 c.
Как разговаривать с ребенком

- Разговаривайте со своим ребёнком во время всех видов деятельности: при приготовлении еды, уборке, одевании, раздевании, игры, на прогулке.
- Говорите спокойно, в нормальном темпе, с интонацией.
- Говорите, используя ПРАВИЛЬНО построенные фразы. Ваше предложение должно быть на 1-2 слова длиннее, чем у ребёнка. Если у вашего ребёнка пока однословные предложения, то фраза взрослого должна состоять из двух слов.
- Задавайте ОТКРЫТЫЕ вопросы. Это будет стимулировать вашего ребёнка использовать несколько слов для ответа. Например, спрашивайте «Что он делает?» вместо «Он играет?». Если ребёнок затрудняется в ответе, задайте вопрос, используя слово «ИЛИ». Например: «Мальчик прыгает или бегает?»
- Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребёнка была возможность говорить и отвечать на вопросы.
- Слушайте звуки и шумы, которые нас окружают. Скажите ребёнку: «Послушай, как лает собака, а вот шумит ветер» и т.д. А потом спросите: «Что звучит?». Это может быть лай собаки, мяуканье кота, мотор самолёта, шелест листвы и т.д.
Интернет-ресурс: https://sad6narovlia.schools.by/pages/govorite-s-rebenkom-pravilno Дата доступа: 12.09.2022
Развитие игровых навыков у детей с расстройствами аутистического спектра

Сенсорными называются игры, цель которых — дать ребёнку новые чувственные ощущения:
— зрительные (например, ребёнок видит яркие цвета, их перетекание друг в друга, смешивание);
— слуховые (ребёнок слышит разнообразные звуки, учится их различать);
— тактильные (то, что ребёнок ощущает посредством прикосновений, ощупывания; соприкосновения, объятия с другим человеком);
— двигательные (ощущения от движений тела в пространстве и ритма движений — ходьба, бег, танцы);
— обонятельные (ребёнок вдыхает и учится различать разнообразные запахи окружающего);
— вкусовые (ребёнок пробует и учится различать на вкус разные продукты питания и блюда).
Виды рекомендуемых сенсорных игр:
- игры с красками
- игры с водой
- игры с мыльными пузырями
- игры со свечами
- игры со светом и тенями
- игры со льдом
- игры с крупами
- игры с пластичными материалами (пластилином, тестом, глиной)
- игры со звуками
- игры с ритмами
- игры с движениями и тактильными ощущениями
В начале занятий с ребёнком главная задача проведения сенсорных игр — установление эмоционального контакта между педагогом и ребёнком. Аутичному ребёнку требуется время, чтобы освоиться в новой ситуации общения, привыкнуть к педагогу. Проведение сенсорных игр позволяет завоевать доверие ребёнка, наладить с ним контакт.
Рассмотрим процедуру формирования игрового навыка у ребёнка с аутистическими нарушениями на примере игры с крупами. Приготовим крупы: гречку, горох, манную крупу, фасоль, рис (его можно окрасить пищевыми красителями).
Игра ПРЯЧЕМ РУЧКИ
Насыпаем гречневую крупу в глубокую миску (сенсорный столик), опустим в неё руки и пошевелим пальцами, ощутим её структуру. Выражая удовольствие улыбкой и словами, предлагаем ребёнку присоединиться: «Где мои ручки? Спрятались. Давай и твои ручки спрячем. Пошевели пальчиками — так приятно! А теперь потри ладошки друг о друга — немножко колется, да?»
Спрячем мелкие игрушки, зарывая их в крупу, а затем будем искать.
На следующих занятиях можно использовать другие крупы.
Игра ПОКОРМИМ ПТИЧЕК
В этой игре понадобятся гречневая или рисовая крупа и игрушечные фигурки птичек — это могут быть воробушки, курочки, уточки. «Вот прилетели к нам птички: пи-пи-пи! Птички просят покушать. Что птички кушают? Да, зёрнышки. Будем сыпать птичкам зёрнышки. Кушайте, птички, зёрнышки!»
Игра ПЕРЕСЫПАЕМ КРУПУ
Пересыпаем крупу совочком, ложкой, стаканчиком из одной ёмкости в другую. Пересыпаем крупу в руках, обращая внимание ребёнка на извлекаемый при этом звук.
Игра ДОЖДЬ, ГРАД
Ребёнок может захотеть рассыпать крупу. Можно позволить ребёнку сделать это, контролируя его действия. Пусть рассыпающаяся крупа станет «дождём» или «градом». По рассыпанной по полу крупе можно походить в носочках или босиком. В завершение такой игры организуем уборку.
Игра РАЗЛОЖИ ПО ТАРЕЛОЧКАМ
Перемешать в мисочке немного фасоли и гороха. Затем просим ребёнка разделить горох и фасоль и разложить по отдельным тарелочкам: «Смотри, горошинки и фасоль перемешались. Давай разложим горошинки на эту тарелочку, а фасоль на эту».
Играя с ребёнком в такие игры, учим его радоваться и радуемся вместе с ним. Внутренний мир ребёнка с аутистическими нарушениями часто окрашен мрачными тонами страха и дискомфорта или одиночества, отстранённости от людей. Такие игры позволяют наполнить его мир светлыми красками уверенности и радости, это может стать движущей силой, побуждающей ребёнка на более активное исследование окружающего мира. При этом в педагоге он станет видеть помощника и союзника.
Если это произойдет, то следующим этапом работы с аутичным ребёнком станет обучение различным формам взаимодействия, расширение его представлений о мире, постепенный отход от узких стереотипов поведения, организация проживания самых разнообразных ситуаций и вариантов одной и той же ситуации. В данном случае возможны следующие варианты развития игрового навыка: использование разнообразных материалов, внесение элементов сюжетно-ролевой игры, наблюдения за явлениями окружающей жизни и т.д.
Итак, проведение сенсорных игр решает следующие задачи:
— переживание приятных эмоций, что положительно сказывается на настроении и поведении ребёнка;
— возникновение эмоционального контакта со взрослым, появление в жизни ребёнка человека, который понимает его;
— получение ребёнком новой сенсорной информации, что важно для расширения его представлений об окружающем мире;
— внесение в игру новых социальных смыслов посредством введения сюжетов, что в целом приближает ребёнка к миру людей, даёт новые представления о социальных взаимоотношениях.
Использованный источник:
Янушко Е.А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия.— М.: Теровипф, 2004.— 136 с.
Особенности развития детей с аутистическими нарушениями

(основные ограничения жизнедеятельности ребёнка с аутистическими нарушениями
и педагогические рекомендации по их профилактике и устранению)
Области развития |
Ограничения жизнедеятельности ребёнка с аутистическими нарушениями |
Рекомендации по профилактике и устранению ограничений жизнедеятельности ребёнка с аутистическими нарушениями |
Социальное взаимодействие |
Отсутствие, уменьшение или нетипичное использование зрительного контакта, жестов, мимики, положений тела и интонации. Чрезмерная приверженность к постоянству и активное сопротивление любым изменениям, активное избегание общения.
.
|
Обращаться к ребёнку по имени, удерживать интересующий его предмет на уровне глаз собеседника. Педагог и ребенок сидят за столом напротив друг друга, отвлекающие стимулы убраны, чтобы самым интересным объектом в среде был взрослый. Установление специальной кабинки или выделение участка в помещении мебелью, чтобы сосредоточить внимание ребенка на педагоге и на процессе обучения. Структурирование среды – адаптация пространства с учетом потребностей детей и функционального использования этого пространства таким образом, что сама организация среды (зонирование помещения, хранение материалов) помогает понять, что будет происходить и ожидаться от ребенка в том или ином месте. Визуальная поддержка (различные методы предоставления информации, опирающиеся на зрительное восприятие человека и помогающие представить визуально такие абстрактные категории, как время, последовательность действий, причинно-следственные связи). Зона для самостоятельной работы ребенка (учебные или игровые материалы в ней систематизированы – помещены в контейнеры с соответствующими изображениями, чтобы ребёнок мог с легкостью самостоятельно сориентироваться и взять то, что необходимо для занятий). Использование таймеров.
|
Коммуникация (речевая и неречевая) |
Трудности в понимании вербальных инструкций. Трудности в невербальной коммуникации (использует меньше жестов или не использует их вовсе, с трудом интерпретирует жесты и выражения лиц других людей). Некоторые дети хорошо произносят звуки, но при этом говорят слишком тихо.
|
Адаптировать свою речь в соответствии с уровнем развития ребёнка: упрощая и укорачивая фразы, делая более конкретными и ясными инструкции. Частичное участие – подход, позволяющий ребенку с РАС находиться в группе, принимая участие в том, что ему понятно, в чем он может активно участвовать и действительно чему-то учиться. Если ребенок использует только отдельные слова, нужно сократить фразу педагога до двух слов. Если ребенок пока не пользуется речью, использовать отдельные слова. Использование речевой фразы «сначала – потом». Использование утвердительной формы фразы. Предоставление ребенку время на обработку информации (посчитать про себя от 5 до 15, в зависимости от навыков конкретного ребенка), прежде чем повторить вопрос или дать инструкцию. Встать напротив, поощряя контакт глаз. Сопровождать свою речь жестами или другими видами визуальной поддержки. Обращаться к ребенку, чтобы он ответил или что-то сделал. Поощрять действия по очереди («сначала ты, потом я», «моя очередь, твоя очередь»), это учит ребенка ждать, когда в конкретный момент не его время выполнять какое-то действие. Подкрепление попытки коммуникации приемлемым способом со стороны ребёнка, используя игры, игрушки, увлекательные активности, сенсорные ощущения, а на определенной стадии и социальная похвала. Позитивный настрой педагога.
|
Поведение |
Возбуждение при изменении привычного порядка. Двигательные стереотипии (хлопки в ладоши, раскачивания, прыжки); повторяющееся использование предметов. Сложности с саморегуляцией. Нежелательное поведение (не может выразить свое желание или нежелание, злится, может бросить предмет или ударить человека), могут быть капризы, протест и истерики.
|
Создавать возможность предвидения, планировать перемены. Обучение альтернативным способам коммуникации – при помощи картинок или жестов. Своевременная смена и подбор видов деятельности и предметов, дозированная эмоциональная подзарядка. |
Восприятие |
Особенностях восприятия сенсорной информации – гиперчувствительности или гипочувствительности к различным ощущениям, получаемым от органов чувств (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус, равновесие и восприятие собственного тела в пространстве). Острое восприятие звуков и запахов, обращение внимания на детали, кажущиеся нам малоинформативными. Обычные сенсорные стимулы (особенно в местах большого скопления людей) могут вызывать сильный стресс. Проблемы при фильтрации раздражителей. |
Снизить отвлекаемость ребёнка. Виды активности, воздействующие на слуховую систему: научить ребёнка пользоваться шумопоглощающими наушниками или берушами. Сажать ребенка дальше от источников шума: открытых окна, дверей. Во время шумных массовых мероприятий посадить ребенка ближе к выходу, чтобы он имел возможность выйти в коридор и отдохнуть. Виды активности, воздействующие на систему обоняния: занятия с ароматизированным тестом, рисование ароматизированными пальчиковыми красками, ароматизированными фломастерами, использование ароматизированных сенсорных игрушек. Педагогам нельзя использовать парфюмерные средства с сильным запахом (духи, дезодоранты). Виды активности, воздействующие на вкусовую и орально-моторную сферы: выдувать мыльные пузыри, дуть в свистки, дудочки, хрустящая и вязкая еда. Предложить ребенку на выбор какое-либо приспособление для жевания (кулон, браслет, бусы), использовать жевательную насадку на карандаш, мячик для снятия стресса. Виды активности, материалы и приспособления, воздействующие на тактильную систему: пересыпание мелких предметов, игры с крупой, пластилин, пальчиковые краски, мягкие антистресс-игрушки для сжимания. Виды активности, воздействующие на вестибулярную систему: качели, велосипед, батут.
|
Мышление |
Трудности в различении главного и второстепенного. Интенсивность увлеченности узкой темой, что мешает распределять внимание на другие сферы жизни. Выделяют в общем потоке информации только интересующие их узконаправленные данные. |
Визуально выделять важную информацию. Подсказка – это дополнительный стимул, помогающий дать верный ответ, который предоставляется сразу же после инструкции, но до того, как ребенок начал отвечать, или одновременно с его ответом (пока ребенок не научится отвечать верно самостоятельно). Стимульные подсказки (способ предоставления материалов или в самих материалах и повышающие тем самым вероятность правильного ответа). Вербальная подсказка (полная или частичная). Подсказки жестами. Моделирование. Физические подсказки. Визуальный алгоритм – представленная в виде картинок с подписями (или только подписей) последовательность действий внутри одной активности/навыка. Расписание «сначала – потом». Пассивное выполнение упражнения.
|
Игра и воображение |
Нефункциональное использование предметов. Нефункциональная игра (выстраивание игрушек в ряд, раскручивание круглых объектов); вокализации и эхолалия (повторение только что услышанных слов или, в случае отсроченной эхолалии, услышанных когда-то – например, фраз из мультфильмов).
|
Определить уровень вовлеченности и игровых навыков ребенка. Использовать предметы строго по назначению. Выполнять действия по очереди, делиться, имитировать игровые действия. Моделирование: выполнение взрослым игрового действия, жестов или произнесение слов, которые может повторить ребенок. Взрослый не только моделирует, но и развивает (расширяет) то, что говорит или делает ребёнок. Моделирование новых игровых действий, жестов. В игре имитировать за ребёнком только функциональные действия или слова, чтобы это служило подкреплением тех форм поведения, которые мы хотим видеть в его репертуаре. Организация игровой зоны (ребёнку должно быть понятно, что игрушки находятся только в этой части группы и что после завершения игры все нужно убрать по местам). Расписание игр, заданий или активностей. Игры на привлечение внимания: салочки, шутливая борьба, рассказывание стишков, заканчивающееся щекотанием. Игры, требующие изображения действий: «по кочкам», «сорока-ворона», «ладушки» (можно использовать не только ладошки, но и ступни), «ку-ку», «идет коза рогатая», «в гости к пальчику большому», «молоток», танцы под музыку (если ребенок способен на невербальные реакции). В ходе игры останавливаться и ждать ответа ребенка.
|
Использованные источники:
- Григоренко Е.Л. Расстройства аутистического спектра. Вводный курс. Учебное пособие для студентов.— М.:
Практика, 2018. — 280 с.
- Как помочь дошкольнику с расстройством аутистического спектра. Опыт специалистов служб раннего вмешательства Фонда «Обнажённые сердца» / «Издательство «Эксмо», 2020
Всемирный день людей с синдромом Дауна!

Впервые международный день человека с синдромом Дауна отмечался 21 марта 2006 года.
Кто является создателем Всемирного дня человека с синдромом Дауна?
Инициатором создания Всемирного дня людей с синдромом Дауна стал женевский врач Стилианос Э. Антонараки. Он предложил эту идею в 2006 году.
С 2012 года Всемирный день человека с синдромом Дауна проходит под эгидой ООН.
Почему была выбрана дата 21 марта?
В дате 21 марта, которая была выбрана для Всемирного дня человека с синдромом Дауна, заложена символическая ссылка на определяющую черту синдрома Дауна. А именно тройное присутствие 21‑й хромосомы.
(В 21‑й день третьего месяца каждого календарного года).
В чем ценность Всемирного дня человека с синдромом Дауна?
Этот день 21 марта всегда проходит с проведением различных мероприятий, направленных на повышение осведомленности общественности о синдроме Дауна и сосредоточение на положительном восприятии людей с такими особенностями.
С 2010 года проводится вручение так называемой Всемирной премии «Люди с синдромом Дауна. Право на будущее», которая, помимо научной и медицинской приверженности,ежегодно отмечает волонтерскую работу по этой теме. Особенностью этих премий является присутствие среди победителей и людей с синдромом Дауна. Так, первым лауреатом этой награды стал учитель испанского языка и актер Пабло Пинеда. Именно он стал первым европейцем с синдромом Дауна, который окончил университет.
Информация сайта https://aussiedlerbote.de/2022/03/21-marta-mezhdunarodnyj-den-cheloveka-s-sindromom-dauna/
ДЕСЯТЬ ФАКТОВ ОБ АУТИЗМЕ

Расстройства аутистического спектра – на сегодняшний день самая
часто встречающаяся группа нарушений развития. Это отклонение в психическом развитии ребёнка, главным проявлением которого является нарушение общения его с окружающим миром. Причины возникновения аутизма разнообразны. И сейчас количество детей с этим диагнозом постоянно растет. Несмотря на то, что дети с аутизмом по-другому воспринимают мир, им очень важно находиться рядом со своими сверстниками и общаться с ними. Мало того, ученые выявили, что и «нормальным» детям не менее важно общаться с детьми «особенными». Это учит их сочувствовать и смотреть на ситуацию с разных точек зрения. 1. Аутизм – это один из видов инвалидности или ограниченных возможностей здоровья. Это означает, что у человека отсутствуют какие-то конкретные способности, но, в целом, он ничуть не хуже других. Он может быть очень умен и талантлив. Мы привыкли к тому, что инвалидность, обычно, заметна – человек не может ходить, видеть, или слышать. При аутизме же человек выглядит совершенно обычно, но его мозг работает не так, как у остальных. Ему гораздо сложнее коммуницировать с окружающим миром – говорить, понимать услышанное от других людей, общаться и заводить друзей.
- Человек с аутизмом видит мир не так, как все остальные. Он иначе воспринимает практически все: звуки, цвета, запахи или прикосновения. Совершенно обычные для нас вещи – например, шум улицы на заднем фоне, для аутиста могут быть столь сильными стимулами, как, например, вой сирены. Человек с аутизмом может не переносить, когда к нему прикасаются. Или слишком сильно реагировать на запахи, которые другим кажутся совсем слабыми. Поэтому не надо удивляться, если ребенок с аутизмом испугался резкого звука, или если он носит беруши, специальные наушники или тёмные очки – это может быть ему необходимо. С другой стороны, именно благодаря своей особой чувствительности многие люди с аутизмом воспринимают мир ярче, чем другие. И это, к примеру, может выражаться в творчестве. 3. Некоторые дети с аутизмом не говорят, или говорят совсем мало, но это не значит, что они ничего не понимают. На самом деле они все воспринимают, но не могут отреагировать на это словами. 4. У детей с аутизмом, которым сложно разговаривать, могут быть свои способы общения. Они, например, показывают на предметы рукой, используют специальные жесты (подобно глухонемым и слабослышащим), а также люди с аутизмом могут общаться специальными карточками с картинками или напечатанными словами. Если человек общается не так, как вы, привыкли, это не значит, что он глупый. Можно проявить терпение и понять, что ему нужно. 5. Дети с аутизмом могут делать странные движения или издавать необычные звуки. Например, некоторые постоянно качаются взад-вперед, трясут кистями рук, мотают головой или постукивают ногами. Таких движений не надо бояться. Они случаются непроизвольно, и, очень часто, они доставляют человеку с аутизмом удовольствие. Многим такие движения помогают успокоиться или лучше думать, а иногда странные движения руками значат, что человек просто счастлив или чему-то рад. 6. Если некоторые дети с аутизмом почти не говорят, то другие могут рассказывать без умолку про то, что им интересно. У детей с аутизмом могут быть совершенно любые увлечения: поезда, космос, животные, открытки или компьютеры. У всех бывают любимые темы, но интерес к чему-то может быть просто безграничным. И если разговор перешел на эту тему, и вам кажется, что собеседник говорит слишком много, то просто расскажите ему об этом – скорее всего, он просто не понимает, что его главное увлечение вас не интересует. 7. Вы замечали, что когда люди разговаривают, то они непроизвольно начинают смотреть друг на друга и заглядывают друг другу в глаза? Людям с ауизмом такой взгляд может казаться пугающим и неприятным. А некоторые не способны одновременно смотреть в глаза своему собеседнику и воспринимать его речь. Поэтому, если человек с аутизмом на вас не смотрит, то это не значит, что он обижен, не хочет с вами общаться или не слышит вас. Возможно, он как раз очень внимательно вас слушает. 8. Людям с аутизмом бывает очень трудно понять ваши чувства по выражению лица и другим привычным нам признакам. В разговоре они уделяют внимание лишь словам, и часто понимают эти слова буквально. Поэтому общаться с аутистами лучше максимально прямо – без шуток и подначивания. Иначе они могут просто вас не понять. 9. Вам самим может быть сложно понять, что чувствует человек с аутизмом. При аутизме эмоции совсем иначе выражаются в голосе или на лице. Но если у человека замершее выражение лица и монотонный голос, то это не значит, что он ничего не чувствует! Если вы не понимаете, как человек с аутизмом к чему-либо относится, то просто спросите его напрямую. 10. Иногда может показаться, что аутичный человек совсем не интересуется другими, но это не так. Аутистам, как и всем нам, важны общение и друзья. Аутисты часто не знают, как начать общение, как завести знакомство, и, в итоге, могут просто показаться невежливыми, или наоборот – сторонятся своих сверстников. Поэтому очень здорово, если вы первыми предложите аутисту общение. И в его лице вы, скорее всего, сможете найти человека, который будет очень ценить вашу дружбу.
Ну и главное, что нужно помнить – все люди разные, и у каждого бывают свои «странности», все зависит лишь от того, что мы называем нормой. И если мы научимся принимать тех, кто отличается от нас, наша жизнь станет ярче и богаче.
Использованные источники:
- Богдашина, О.Б. Особенности сенсорного восприятия при аутизме: введение в проблему / Пер. с англ. Т. Сафронова, А. Недомовная, М. Шахтарин // Сибирский вестник специального образования. - 2012. - № 2.
- Фурманов, И. А. Психология депривированного ребенка - Москва: Владос, 2014. - 319 с.
2 АПРЕЛЯ – ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ О ПРОБЛЕМЕ АУТИЗМА

Всемирный День распространения информации о проблеме аутизма (World Autism Awareness Day) установлен резолюцией Генеральной ассамблеи ООН и отмечается, начиная с 2008 года, ежегодно 2 апреля. Цель этой даты – подчеркнуть необходимость помощи людям с расстройствами аутистического спектра и повышать уровень их жизни.
Что на сегодняшний день мы знаем про аутизм?
Согласно принятой в Республике Беларусь Международной классификации болезней 10-го пересмотра (МКБ-10), детский аутизм – это общее расстройство психического развития, при котором отмечаются качественные нарушения коммуникации и социального взаимодействия, ограниченные, повторяющиеся и стереотипные формы поведения и активности.
Аутизм – это нарушение развития нервной системы, которое проявляется в течение первых трех лет жизни. Это заболевание диагностируется при наличии трёх симптомов: недостатка социального взаимодействия, нарушенной взаимной коммуникации, ограниченности интересов и повторяющегося репертуара поведения.
На что родителям необходимо обратить внимание в раннем возрасте:
- безразличие к голосу (отсутствие общения с матерью, интереса к людям, равнодушие к голосу и к лицу матери, отсутствие улыбки при виде человеческого лица) – эти особенности проявляются уже в первое полугодие жизни;
- отсутствие сосредоточенного взгляда («скользящий, отсутствующий взгляд»), отсутствие указательного жеста и совместного внимания. Обычно развивающийся ребенок, начиная с возраста 9-14 месяцев, сосредоточившись на каком-либо предмете, пытается взглядом, указательным жестом, вокализацией привлечь внимание другого человека к этому же предмету;
- наличие стереотипных движений руками и пальцами;
- отсутствие игры «понарошку», в которой предметы используются так, как если бы они имели другие свойства или другие характеристики. Такая игра в норме появляется в возрасте 12-15 месяцев. Аутичные же дети манипулируют предметами, не проявляя интереса к их назначению;
- особенности речевого развития (задержка речевого развития, необычная речь).
Дошкольный возраст - это период наиболее выраженных, «классических» проявлений детского аутизма. Ребёнок уже сформировал способы аутистической защиты от вмешательства в его жизнь. К трём годам окончательно складываются и основные черты разных групп синдрома: глубокая отрешенность, негативизм, поглощенность странными впечатлениями, экстремальные трудности организации взаимодействия и жёсткая стереотипность (стремление отстоять неизменность в окружающем, собственные стереотипные действия).
Ошибочное суждение об аутичных детях, это представление о том, что аутичный ребёнок не нуждается в общении, это одиночка, он сидит в углу, погруженный в свои фантазии, живёт в своём собственном особенном мире, погружен в свои фантазии и ни в ком не нуждается. Это совсем не так. Дело не в том, что ребёнок не хочет общаться, а в том, что он не умеет общаться. В основе всего заболевания лежит проблема формирования социальных навыков, то есть проблема, связанная со сферой взаимодействия.
Вечером 2 апреля многие памятники архитектуры в разных городах мира предстают в непривычном, фантастическом освещении. Это происходит в знак поддержки людей с аутизмом. Великие пирамиды в Гизе (Египет), оперный театр в Сиднее (Австралия), статуя Христа Искупителя в Рио-де-Жанейро (Бразилия), небоскребы в Нью-Йорке (США), Пизанская башня (Италия) и другие достопримечательности подсвечивают синим в знак солидарности с людьми с аутизмом.
Как поддержать детей с аутизмом 2 апреля?
Пять способов это сделать:
- 2-го апреля надеть что-то из одежды или аксессуаров голубого или синего цветов;
- Сфотографироваться и опубликовать фото на своей странице в соцсетях с хэштегом #2апреля #зажгисиним
- Подсветить свою аватарку в социальных сетях голубым цветом с помощью приложения;
- Поддержать организации, которые помогают детям с аутизмом и их семьям;
- Распространить информацию про аутизм любым доступным способом (буклеты, статьи, информационные стенды).