Советы психолога
Презентация "Профилактика насилия над детьми"
15.02.2023
"Семья и семейные ценности"
16.12.2022
Информация для родителей
"Семья и семейные ценности"
Что такое для человека семья?
В первую очередь это дом, в котором полно родных и любимых людей, где можно найти поддержку и понимание, где тебя любят и заботятся о тебе. Семья делает нас сплоченными и устойчивы к трудностям. Это фундамент на котором строиться вся дальнейшая жизнь.
Для ребёнка семья – это «островок», на котором происходит формирование и становление личности. Это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития. А любовь родителей – это величайший и неизмеримый источник эмоционального и духовного развития ребёнка, его нравственных качеств, позитивного восприятия мира, чувства уверенности. Поэтому обстановка, которая царит в его доме в детстве, оказывает сильное влияние на его будущую жизнь.
Что такое семейные ценности?
Семья и семейные ценности – это два неразлучных понятия, которые не могут существовать друг без друга.
Семейные ценности – это то, что отличает одну семью от другой, служат предметом гордости и уважения. Это взаимоотношение внутри семьи. Также это обычаи и традиции, которые передаются из поколения в поколение. Ценности счастливой семьи - это вера, верность, любовь, брак, уважение, доверие, взаимопомощь, доброта, понимание, святость материнства и продолжение рода и м.д. Всё это передаётся от старшего поколения к младшему, время от времени видоизменяется, но основные семейные ценности всегда остаются неизменными. Недаром замечательный отечественный педагог А.С.Макаренко писал: «Хотите, чтобы были хорошие дети – будьте счастливы. Разорвитесь на части, используйте все свои таланты, ваши способности, привлекайте ваших друзей, знакомых, но будьте счастливы настоящим человеческим счастьем!».
Семейные ценности теряют своё значение, если не будет семьи и также семья не сможет существовать без основополагающих принципов, которые смогут сохранить её целостность и духовное здоровье.
Если ребёнка сравнивать с молодым деревцем, то семья – это почва, на которой оно растёт, и тот ландшафт, который его формирует, одни растут в ухоженном саду, другие – в оранжерее, третьи – на скудной каменистой почве, четвёртые на семи ветрах. И вырастают деревца разные.
Хорошая, счастливая семья даёт опору ребёнку. Помогает укрепиться в этом мире, защищает ребёнка от любых внешних угроз и ветров. Это его первый образ жизни. Именно родители формируют детскую картину мира то, как ребёнок впоследствии относиться к себе, окружающим и жизни в целом.
Тот заряд внутреннего тепла и оптимизма, который несёт в себе каждый из нас, приобретается в детстве. Детство формирует ребёнка на всю жизнь.
И главное старайтесь знать меру, чрезмерные строгие правила, по которым живёт семья, не оставляет детям не какой «свободы манёвра», перенапрягает детскую психику. А также отсутствие устойчивого домашнего уклада, домашних ритуалов – передают ребёнку ощущение незащищенности дома и во всём мире.
Мира, тепла и уюта вашему дому! Желаю вашей семье быть счастливой!
Подготовил:
Педагог-психолог
Дамуть Э.М.
Меры ответственности за правонарушения, совершаемые в сфере быта

Насилие в семье – это умышленные действия физического, психологического, сексуального характера члена семьи по отношению к другому члену семьи, нарушающие его права, свободы, законные интересы и причиняющие ему физические и (или) психические страдания.
Домашнее насилие включает физическое, психическое, сексуальное и экономическое насилие.
Домашнее насилие может проявляться в виде:
- физического насилия (рукопри-кладство, пощёчины, пинки, толчки, удары кулаком, избиения);
- сексуального насилия (принуждение к сексу, требование нестандартных извращённых форм секса, грубое обращение);
- экономического насилия (отказ платить по счетам, утаивание денег, запрещение работать, отказ от работы и содержания семьи);
- вербального (словесного) насилия (постоянная критика, унижение, игнорирование слов жертвы, насмешки);
- изоляции (причинение боли на глазах детей, подслушивание телефонных разговоров, контролирование любых действий);
- злоупотребления доверием (ложь, нарушение обещаний, безосновательная ревность, нежелание помогать по дому);
- угроз и запугивания (угрозы жертве, использование физической силы для запугивания, угрозы оружием);
- принуждения (обвинение жертвы, психическое подавление, манипуляция детьми, установка так называемых «правил поведения», за нарушение которых следует наказание).
Основное отличие домашнего насилия от других видов насилия заключается в том, что оно происходит между людьми, состоящими в близких и родственных отношениях.
Жертвами домашнего насилия становятся более слабые, как в физическом, так и в психологическом плане, члены семьи: больные, инвалиды, престарелые, женщины и дети.
Домашнее насилие носит цикличный характер, т.е. оно происходит «по кругу», повторяясь вновь и вновь.
Домашнее насилие – это преступление и оно должно быть наказано.
ЕСЛИ ЗАХОЧЕТСЯ ПОДНЯТЬ КУЛАК
За правонарушения, совершаемые в сфере быта, предусмотрены меры ответственности:
– за умышленное причинение телесного повреждения, не повлекшего кратковремен-ного расстройства здоровья или незначительной стройкой утраты трудоспособности по ст. 10.1. ч.1 Кодекса об административных правонарушениях – штраф от 10 до 30 базовых величин, или общественные работы, или административный арест;
– за нанесение побоев, не повлекшее причинения телесных повреждений, умышленное причинение боли, физических или психических страданий, совершенных в отношении близкого родственника, члена семьи или бывшего члена семьи, либо нарушение защитного предписания по ч. 2 ст. 10.1 КоАП РБ – штраф до 10 базовых величин, или общественные работы, или административный арест;
– за оскорбление, то есть умышленное унижение чести и достоинства личности, выраженное в неприличной форме, по ст. 10.2 ч. 1 КоАП РБ влечет наложение штрафа в размере до 30 базовых величин;
– за мелкое хулиганство по ст. 19.1. КоАП РБ – штраф от 2 до 30 базовых величин, или общественные работы, или административный арест.
За умышленное причинение тяжких телесных повреждений по ст. 147 Уголовного кодекса РБ виновный наказывается ограничением свободы на срок от 3 до 5 лет или лишением свободы на срок от 4 до 8 лет.
Когда насильственные действия совершаются над потерпевшим систематически, равно как и если они были совершены единожды, но рассчитаны на причинение особенно мучительной боли, физических или психических страданий своей жертве, виновное лицо привлекут к уголовной ответственности по ст. 154 Уголовного кодекса РБ («истязание»), за что предусмотрен либо арест до 3 месяцев, либо ограничение свободы до 3 лет, либо лишение свободы на тот же срок.
Если истязание совершено в отношении заведомо для виновного беременной женщины, либо несовершеннолетнего, либо лица в беспомощном состоянии или в зависимом положении, судом может быть применено наказание в виде ограничения свободы на срок от 1 до 3 лет или лишения свободы от 1 до 5 лет.
В случаях, когда пострадавшее лицо ощущало реальную угрозу убийством, причинением тяжких телесных повреждений или уничтожением имущества, будет принято решение о привлечении виновного к уголовной ответственности по ст. 186 УК РБ, за что предусмотрен штраф, либо исправительные работы до 1 года, либо арест до 6 месяцев.
Кроме того, с 16 апреля 2014 года действует новая редакция Закона РБ от 4 января 2014 года «Об основах деятельности по профилактике правонарушений», согласно которому к лицу, допускающему насилие в отношении членов семьи, возможен запрет нахождения от 3 до 30 суток по месту постоянного проживания с вынесением виновному защитного предписания.
Если Вы стали жертвой правонарушения в сфере семейно-бытовых отношений, незамедлительно обратитесь в орган внутренних дел по месту жительства. Вам выдадут направление для прохождения судебно-медицинской экспертизы.
В случае причинения легких повреждений свои права Вы можете защитить, подав заявление в суд о привлечении виновного лица к уголовной ответственности по ст. 153 УК РБ. В этом случае к правонарушителю может быть применено наказание в виде работ или штраф, или исправительные работы на срок до 1 года, или арест до 3 месяцев. Если же Вам причинены побои, но видимых телесных повреждений нет, виновное лицо будет привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере до 10 базовых величин либо к административному аресту.
Если Вы стали жертвой или свидетелем насилия,
если Вы не знаете, как поступить в сложившейся ситуации,
если у Вас возникли вопросы по данной проблеме,
вы можете обратиться по телефону:
ГУ «Вилейский территориальный центр социального обслуживания населения»
3 63 17
ГУ «Вилейский территориальный центр социального обслуживания населения»
Отделение социальной адаптации и реабилитации
Меры ответственности за правонарушения, совершаемые в сфере быта
ПРОЯВЛЕНИЕ НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ – ПРИОБРЕТЕННЫЙ НАВЫК,
А ЗНАЧИТ, МОЖНО И НЕОБХОДИМО ЗАМЕНИТЬ ЕГО НА НОВЫЙ, БОЛЕЕ ГУМАННЫЙ И КОНСТРУКТИВНЫЙ
г. Вилейка
Куда обращаться за помощью?
.jpg)
Куда обращаться за помощью?
Если вы стали жертвой семейного насилия, в первую очередь обращайтесь в следующие структуры:
- в милицию, в дежурную службу (телефон круглосуточной дежурной службы: 102), либо в отдел охраны правопорядка и профилактики отдела внутренних дел (контактный телефон: 5-48-58). Адрес: г. Вилейка, ул. 1 Мая, 52;
- в комиссию по делам несовершеннолетних, полномочия которой в том же самом объеме, что и у службы участковых инспекторов милиции, распространяются на случаи, если жертва насилия в семье или лицо, относительно которого существует реальная угроза совершения насилия в семье, а также лицо, совершившее насилие в семье, не достигли 18-летнего возраста (контактный телефон: 5-55-34). Адрес: г. Вилейка, ул. Партизан-ская, 40;
- в орган опеки и попечительства, предоставляющий помощь в восстановлении нарушенных прав и осуществляющий защиту законных интересов несовершеннолетних, имеющих родителей и проживающих в семьях, детям-сиротам и членам семьи, признанным в судебном порядке недееспособными, в случаях, если в отношении их совершено или существует реальная угроза совершения насилия в семье (контактный телефон: 2-47-18). Адрес: г. Вилейка, ул. Партизанская, 44;
- в социально-педагогический центр, где оказывают психологическую, педагогическую и юридическую помощь семье (контактный телефон: 2-43-54). Адрес: г. Вилейка, ул. Советская, 54;
- в центр социального обслуживания населения, предоставляющий психологическую, юридическую помощь, а также, при необходимости, предоставляющий услугу временного приюта пострадавшим от домашнего насилия (контактный телефон: 3-63-17; телефон круглосуточного доступа в «кризисную» комнату: (8044) 456 72 34).
Адрес: г. Вилейка, ул. Водопьянова, 33;
- в учреждения здравоохранения, где оказывают медицинскую помощь пострадавшим от насилия в семье, в поликлинике УЗ «Вилейская ЦРБ» ведет прием психолог (кабинет 501, телефон для записи 5-64-51). Телефон для справок: 5-40-82). Адрес: г. Вилейка, ул. Маркова, 27.
Если Вы стали жертвой домашнего насилия либо свидетелем данного факта, Вы можете обратиться за помощью в вышеназванные структуры
Для консультации и (или) получения экстренной психологической помощи можно использовать телефонную связь:
Отделение социальной адаптации и реабилитации ГУ «Вилейский территориальный центр социального обслуживания»:
3-63-17
УЗ «Минский областной клинический центр «Психиатрия – наркология»:
(8017) 270-24-01
(8029) 899-04-01
(служба экстренной круглосуточной анонимной психологической помощи «Телефон доверия»)
Чего ждать?
Члены семьи, совершившие насилие в семье, несут уголовную, административную или гражданско-правовую ответственность.
ГУ «Вилейский территориальный центр социального обслуживания населения»
Отделение социальной адаптации и реабилитации
Домашнее насилие – один из самых распространенных видов насилия. Мужчина бьёт женщину, реже жена бьёт мужа, словесное насилие друг над другом – эти явления не просто мучают людей, но разрушают самое главное – любовь. Как остановить или предупредить домашнее насилие?
Если ситуация
домашнего насилия
угрожает Вашей
жизни…
г. Вилейка
- Если Ваша жизнь в опасности:
- договоритесь со своими соседями, чтобы они вызвали милицию, если услышат шум и крики из Вашей квартиры;
- приготовьте деньги, документы, одежду где-нибудь вне дома (у родственников, друзей);
- заранее договоритесь с друзьями о предоставлении временного убежища;
- держите документы, ключи, деньги в доступном месте, для того, чтобы, взяв их, можно было быстро покинуть квартиру;
- сделайте всё возможное, чтобы обидчик не нашел Вас. Спрячьте или уничтожьте все свои записные книжки, конверты с адресами, которые могли бы помочь ему найти Вас;
- заранее узнайте телефоны местных служб, которые смогут оказать Вам необходимую поддержку (услугу временного приюта, телефон доверия, медицинскую помощь и т.д.);
- если ситуация критическая, то необходимо покинуть дом незамедлительно, даже если Вам не удалось взять необходимые вещи. Помните, под угрозой Ваша жизнь!
- Если Вы не можете выйти из квартиры, необходимо:
- запереться в ванной с телефоном и попытаться вызвать милицию;
- позвонить друзьям или соседям и попросить их прийти на помощь;
- громко звать на помощь, кричать «Пожар» и т.д.;
- открыть окна и попытаться привлечь внимание прохожих и попросить их о помощи;
- если Вам все-таки удалось выскочить на лестничную клетку, то звоните во все двери, кричите, зовите на помощь. Даже если никто не выйдет, по крайней мере, это может остудить нападающего, а у Вас будут свидетели происшествия в случае, если Вы в дальнейшем обратитесь в милицию.
- Какую помощь Вы можете получить от врачей:
- в больнице обязательно расскажите, при каких обстоятельствах получены побои, кем они нанесены, когда, где;
- покажите все телесные повреждения и сообщите о болевых ощущениях;
- все эти данные должны быть зафиксированы дежурным врачом в медицинской карте. В этой же карте врач опишет характер повреждений, и какая медицинская помощь Вам оказана;
- обязательно получите справку о том, что Вы обращались в медицинское учреждение по поводу телесных повреждений;
- в справке должно быть указано: номер карты, дата обращения, разборчиво ФИО врача, штамп медицинского учреждения.
- Если Вы обратились за помощью в милицию:
- после прибытия милиции на «место проис-шествия» ведите себя как можно более спокойно;
- обязательно потребуйте, чтобы у Вас приняли заявление;
- запишите ФИО милиционеров, служебные телефоны, номер протокола;
- покажите милиционерам телесные повреждения и материальный ущерб;
- расскажите работникам милиции о других случаях применения насилия по отношению к Вам;
- расскажите о свидетелях;
- заявление должно содержать сведения о месте преступления, сведения о времени совершения преступления, сведения о личности виновного, данные о наступивших последствиях, просьбу «возбудить уголовное дело и привлечь виновное лицо к ответственности»;
- при подаче заявления Вам обязаны выдать талон-уведомление, где должно быть указано:
- от кого принято заявление;
- когда оно принято;
- под каким номером оно зарегистрировано;
- если это необходимо, потребуйте у работников милиции, направление на судебно-медицинскую экспертизу. Предоставьте по возможности дока-зательную базу: медицинский документ, подтверж-дающий у Вас наличие телесных повреждений, имена свидетелей преступления, фотографии нанесенных тебе побоев, если они были;
- по Вашему заявлению должно быть принято одно из следующих решений:
- возбуждено уголовное дело;
- вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела;
- заявление может быть передано лицом, его получившим, для рассмотрения в суд или прокуратуру;
- Вы также имеете право подать жалобу на отказ в приёме и регистрации заявления в отделе-нии милиции, уклонение от выдачи направления на судебно-медицинскую экспертизу, волокиту с возбуждением уголовного дела и его расследованием.
- Если Вы обратились за помощью в Центр социального обслуживания населения:
- Вы вправе рассчитывать на получение бесплатной, на условиях конфиденциальности, психологической, социальной и юридической помощи;
- при центре функционирует «кризисная» комната. Она создана для предоставления услуги временного приюта лицам, находящимся в кризисном, опасном для здоровья и жизни состоянии, ставшим жертвами торговли людьми, пострадавшим от насилия, террористических актов, техногенных катастроф и стихийных бедствий, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Если Вы оказались в такой ситуации и нуждаетесь в услуге временного приюта, Вы можете обратиться непосредственно в Центр либо позвонить по любому из вышеуказанных номеров телефонов Вилейского территориального центра социального обслуживания населения
УСЛУГА ВРЕМЕННОГО ПРИЮТА

Что такое услуга временного приюта?
Наш Центр оказывает услугу временного приюта.
Временный приют – это временное жилье.
Во временном приюте Вы можете какое-то время пожить бесплатно.
Временный приют по-другому называют кризисной комнатой.
Получить услугу временного приюта – это значит бесплатно пожить в кризисной комнате.
Кто имеет право на услугу временного приюта?
Вы имеете право на проживание в кризисной комнате:
- если Вам больше 18 лет;
- если Вы пенсионер;
- если Вам назначен опекун
В каких случаях Вы можете получить услугу временного приюта?
Вы можете получить услугу временного приюта, если оказались в трудной жизненной ситуации:
- Вы пострадали от домашнего насилия;
- Ваше жильё повреждено, в нём нельзя находиться;
- Вы пострадали от теракта;
- Вы стали жертвой торговли людьми.
Вы пострадали от домашнего насилия:
- если Вас запугивают, бьют, оскорбляют;
- если Вас не выпускают из дома;
- если Вам не разрешают общаться с тем, с кем Вы хотите;
- если у Вас отбирают Ваши деньги и не покупаю Вам нужные вещи, лекарства, продукты;
- если Вас заставляют заниматься сексом без Вашего согласия.
Ваше жильё повреждено, в нём нельзя находиться
Ваше жильё серьёзно повреждено или разрушилось из-за взрыва, пожара, урагана, наводнения.
Из-за этого в Вашем жилье опасно находиться.
Вы пострадали от теракта:
Теракт – это действие, которое совершается для запугивания людей.
Это угоны самолётов, взятие людей в заложники, убийства, взрывы в общественных местах.
Вы стали жертвой торговли людьми:
- если Вас заставляют работать и не платят Вам деньги;
- если Вы брали деньги в долг и отрабатываете долги;
- если другие люди принуждают Вас к сексу и получают за это деньги.
Что есть в кризисной комнате?
В кризисной комнате есть всё, что нужно для жизни: мебель, холодильник, плита, микроволновая печь, посуда, постельные принадлежности.
Есть туалет и душ.
В кризисной комнате есть тревожная кнопка.
В случае опасности Вы можете вызвать милицию. Для этого нужно нажать тревожную кнопку.
Что Вам необходимо покупать за свои деньги во время проживания в кризисной комнате?
Продукты, лекарства, средства личной гигиены Вы купите за свои деньги.
Если Центр получит гуманитарную помощь, то продукты, одежду и средства личной гигиены специалист Центра выдаст Вам бесплатно.
Какие правила проживания в кризисной комнате?
В кризисной комнате правила самообслуживания.
Вы сами ухаживаете за собой, готовите себе еду, наводите порядок, убираете и стираете.
Если у Вас есть дети, Вы ухаживаете за ними самостоятельно.
Какую помощь Вы можете получить во время проживания в кризисной комнате?
Во время проживания в кризисной комнате Вы можете получить бесплатную консультацию психолога, юриста.
Вы можете получить гуманитарную помощь.
Сколько времени Вы можете жить в кризисной комнате?
В кризисной комнате Вы можете жить до тех пор, пока не будет найден выход из Вашей трудной жизненной ситуации.
При заселении в кризисную комнату Вы подписываете с Центром договор на получение услуги временного приюта.
Время Вашего проживания записывается в договоре.
Куда обращаться в трудной жизненной ситуации?
Если Вы оказались в трудной жизненной ситуации, обращайтесь за помощью в ближайший Центр.
Место Вашей регистрации не имеет значения.
Вы можете получить услугу временного приюта в том городе, районе, где оказались в трудной жизненной ситуации.
Например, зимой вы гостили у бабушки в городе Молодечно.
В квартире бабушки произошёл взрыв газа. Вам с бабушкой негде ночевать.
Ваша ситуация опасна для жизни и здоровья.
Вас заселят в кризисную комнату в городе Молодечно.
Кризисная комната работает круглосуточно: и днём, и ночью.
Вы можете прийти в Центр или позвонить по телефону.
Телефон работает круглосуточно: и днём, и ночью.
Для заселения в кризисную комнату в городе Вилейке обращайтесь по адресу:
улица Водопьянова, дом 33
телефон: 8 044 456 72 34
Государственное учреждение «Вилейский территориальный центр социального обслуживания населения»
ПАМЯТКА ДЛЯ ТЕХ. КТО ВОСПИТЫВАЕТ!

Насилие в семье – огромная социальная и социально-психологическая проблема. К сожалению, это явление достаточно распространено во всем мире и во всех слоях населения. Домашние тираны и деспоты – это принадлежность любых классов и сословий, они есть среди людей с самым разным уровнем образования и любой национальности.
Что такое насилие в семье?
Насилие в семье – Это умышленные действия физи-ческого, психо-логического, сек-суального харак-тера члена семьи по отношению к другому члену семьи, нарушаю-щие его права, свободы, законные интересы и причиняющие ему физические и (или) психические страдания.
Это ситуации, в которых один человек контролирует или пытается контролировать поведение и чувства другого. Внутри семейного насилия как обобщённой категории существуют более специфические категории, определяемые природой отношений между обидчиком и жертвой, а также условиями их жизни. Например:
- жестокое отношение к детям;
- насилие, направленное против супруги(а) или партнерши(а);
- насилие в отношении престарелых людей и инвалидов.
Насилие в семье есть реальное действие или угроза физического, сексуального, психологического или экономического оскорбления и насилия со стороны одного лица по отношению к другому, с которым лицо имеет или имело интимные или иные значимые отношения.
Как правило, насилие в семье характеризуется следующими чертами:
- если уже имело место физическое насилие, то обычно с каждым последующим разом возрастает частота его проявления и степень жестокости;
- насилие и оскорбительное поведение чередуется с обещаниями измениться и извинениями, приносимыми обидчиком;
- при попытке порвать отношения наблюдается усиление опасности для жертвы.
Жестокое обращение с детьми – действия (или бездействия) родителей, воспитателей или других лиц, наносящих физическому или психическому здоровью ребёнка.
Жестокое обращение с детьми формирует людей малообразо-ванных, социально дезадаптированных, не умеющих трудиться, создавать семью, быть хорошими родителями. Опасным социальным последствием насилия по отношению к детям является дальнейшее воспроизводство самой жестокости, поскольку жертвы часто становятся насильниками.
ПАМЯТКА ДЛЯ ТЕХ. КТО ВОСПИТЫВАЕТ
НИКОГДА не занимайтесь воспитанием в плохом настроении.
ЯСНО ОПРЕДЕЛИТЕ, чего вы хотите от ребёнка и объясните ему это, а так же узнайте, что он думает по этому поводу.
ПРЕДОСТАВЬТЕ ребёнку самостоятель-ность. Воспитывайте, но не контролируйте каждый шаг.
НЕ ПОДСКАЗЫВАЙТЕ готового решения, а показывайте пути к нему и время от времени разбирайте с ребёнком его правильные и ложные шаги к цели.
НЕ ПРОПУСТИТЕ момент, когда будет достигнут успех.
СВОЕВРЕМЕННО сделайте замечание, оцените поступок, а затем сделайте паузу – дайте осознать услышанное.
ГЛАВНОЕ – оценить поступок, а не личность ребёнка.
ДАЙТЕ ПОНЯТЬ ребёнку, что сочувствуете его ошибке, верите в него, не смотря на случившееся.
ВОСПИТАНИЕ должно быть поэтапным.
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ
ВОСПИТАТЕЛЬ ДОЛЖЕН БЫТЬ СТРОГИМ, НО ДОБРЫМ.
ЕСЛИ:
- ребёнка постоянно критикуют, он учится ненавидеть;
- ребёнка высмеивают, он становится замкнутым;
- ребёнка хвалят, он учится быть благородным;
- ребёнка поддерживают в его начинаниях, он учится ценить себя;
- ребёнок растёт, постоянно слыша упрёки, у него формируется чувство вины;
- ребёнок растёт в атмосфере терпимости, он учится понимать других;
- ребёнок растёт в безопасности, он учится верить в людей;
- ребёнок живёт во вражде, он учится быть агрессивным;
- ребёнок растёт в честности, он учится быть справедливым.
ЗАКОНЫ, ЗАЩИЩАЮЩИЕ РЕБЁНКА!!!
Основным правовым документом ребёнка от жестокого обращения, является
КОНВЕНЦИЯ ООН О ПРАВАХ РЕБЁНКА:
Статья 19 – определяет понятия «жестокое обращение» и определяет меры защиты;
Статья 6 – обеспечение в максимально возможной степени здорового развития ребёнка;
Статья 16 – защита от произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь ребёнка, от посягательств на его честь и репутацию;
Статья 24 – обеспечение мер по борьбе с болезнями и недоеданием;
Статья 27 – признание права каждого ребёнка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития;
Статья 34 – защита ребёнка от сексуального совращения;
Статья 37 – защита ребёнка от других форм жестокого обращения;
Статья 39 – меры помощи ребёнку, явившемуся жертвой жестокого обращения.
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ О ПРАВАХ РЕБЁНКА
Статья 9 – каждый ребёнок имеет право на защиту своей личности от любых видов эксплуатации и насилия.
УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ предусматривает ответственности:
Статья 147, 149, 153 – за нанесение ребёнку умышленных телесных повреждений;
Статья 155, 166-169 – за совершение физического и сексуального насилия, в том числе и в отношении несовершеннолетних;
Статья 154 часть 2 – за истязание, совершенное в отношении заведомо для виновного несовершеннолетнего;
Статья 165 – за ненадлежащее исполнение обязанностей по обеспечению безопасности жизни и здоровья детей;
Статья 172, 173, 176 – за преступление против семьи и несовершеннолетних.
КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ предусматривает ответственности:
Статья 10.1 – за умышленное причинение телесного повреждения и иные насильственные действия либо нарушение защитного предписания;
Статья 10.3 – за невыполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по воспитанию детей;
Статья 19.4 – за вовлечение несовершен-нолетнего в антиобщественное поведение.
ГУ «Вилейский территориальный центр социального обслуживания населения»
Отделение социальной адаптации и реабилитации
Как предупредить насилие над детьми?
Памятка родителям
Источником благополучия ребёнка в семье, счастливого детства является любовь к нему родителей. Живя в семье, по словам В.А.Сухомлинского, ребёнок должен быть уверен, что его кто-то очень-очень любит и он тоже кого-то любит безгранично. Такая любовь создаёт чувство защищённости. При этом он активнее постигает мир. У него свободнее раскрываются дарования, он увереннее определяет свою дорогу в жизни, выбирает друзей. Где как не в семье ребёнок должен чувствовать себя защищённым, уверенным, любимым!!!
г. Вилейка

О ДЕКРЕТЕ ПРЕЗИДЕНТА
РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
от 24 ноября 2006 года №18
«О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕРАХ
ПО ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЗАЩИТЕ ДЕТЕЙ В НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЬЯХ»
г. Вилейка
В целях обеспечения защиты прав и законных интересов детей в неблагополучных семьях, повышения ответственности родителей, не выполняющих обязанностей по воспитанию и содержанию своих несовершеннолетних детей, в рамках исполнения Декрета к родителям будут приняты следующие меры:
1.
Если установлено, что родители (единственный родитель) ведут аморальный образ жизни, оказывают вредное воздействие на несовершеннолетних детей, являются хроническими алкоголиками или наркоманами, ненадлежащее выполняют свои обязанности по воспитанию и содержанию детей, дети подлежат отобранию и помещение на государственное обеспечение (социальный приют, детские дома, школа-интернат и др.)
При наличии указанных оснований, комиссия по делам несовершеннолетних или органы опеки, в трёхдневный срок, принимает решение об отобрании ребёнка у родителей, установлении ему статуса, оставшегося без попечения родителей и помещают ребёнка на государственное обеспечение.
РОДИТЕЛИ,
ВЫБОР ЗА ВАМИ
2.
После отобрания ребёнка, со дня помещения его на государственное обеспечение, родителям прекращают выплаты всех пенсий и социальных пособий, которые они получали, на несовершеннолетних детей.
В течение пяти рабочих дней информация об отобрании ребёнка отправляется по месту работы родителей, для взыскания средств затраченных на содержание ребёнка в государственном учреждении. В случаях, когда родители не работают или когда ребенку назначена пенсия, информация об отобрании ребёнка отправляется в управление (отдел) по труду, занятости и социальной защите или управление (отдел) социальной защиты местного исполнительного и распорядительного органа.
Родители, которые не работают, подлежат трудоустройству на основании постановления суда. Уклонение от явки на работу, либо сокрытие или занижение размера заработной платы является основанием для привлечения родителей к уголовной ответственности в соответствии со статьей 174 Уголовного Кодекса Республики Беларусь.
РОДИТЕЛИ,
ВЫБОР ЗА ВАМИ
3.
По искам местных исполнительных и распорядительных органов либо уполномоченных ими организаций, родители, уклоняющиеся от возмещения расходов на содержание детей, могут быть выселены в судебном порядке из занимаемых жилых помещений государственного и част полученные от сдачи жилых помещений перечисляются на погашение расходов по содержанию детей.
Родителям, чьи дети, помещены на государственное обеспечение запрещается продавать принадлежащее им недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации (квартиры, дачи, транспортные средства и др.)
РОДИТЕЛИ, ПОМНИТЕ, ВЫБОР ЗА ВАМИ!
НЕ ДОПУСКАЙТЕ ЭТОГО, ВЫХОД ЕСТЬ ВСЕГДА!
Подготовил: педагог-психолог Дамуть Э.М.
Жизнь без конфликтов

Конфликтоустойчивость — способность человека сохранять конструктивный подход во взаимодействии с окружающими вопреки влиянию конфликтогенных факторов.
Способы урегулирования конфликтов:
компромисс (уступки с обеих сторон);
интеграция (когда находится такое решение, при котором выполняются оба желания и ни одна из сторон ничем при этом не жертвует);
капитуляция (одна сторона безоговорочно уступает победу другой);
уход (одна сторона отказывается продолжать участвовать в конфликте);
переговоры (стороны конфликта (две или более) используют обмен предложениями и идеями, чтобы найти взаимно приемлемое соглашение);
вмешательство третьей стороны (индивида или группы, не имеющих прямого отношения к конфликту, но предпринимающих усилия, направленные на продвижение к соглашению);
чувство юмора.
Рисунок3Памятка для родителей по предупреждению конфликтов
* Постарайтесь сохранять в семье атмосферу открытости и доверия
* Не давайте ребенку несбыточных обещаний
* Не ставьте своему ребенку условий
* Будьте тактичны в проявлении мер воздействия на ребенка
* Не наказывайте ребенка за то, что позволяете себе
* Не шантажируйте ребенка своими отношениями друг с другом
* Не бойтесь поделиться с ребенком своими чувствами и слабостями
* Не ставьте свои отношения с собственным ребенком в зависимость от его учебных успехов
Помните, что ребенок- это воплощенная возможность!
Воспользуйтесь ею так, чтобы она была реализована в полной мере!
Использованы материалы сайта воспитательной работы ГУО «Гимназия №7 г.Минска» «ОКНА» blog.gymn7.minsk.edu.by
Как бороться со страхами

Страх – это эмоция, о которой многие люди думают с ужасом. Возможно потому, что эмоция страха сама по себе вызывает ужас, она переживается нами достаточно редко. И всё же страх – реальная часть нашей жизни. Человек может переживать страх в разных ситуациях, но все эти ситуации имеют одну общую черту: они ощущаются, воспринимаются человеком как ситуации, в которых под угрозу поставлено его спокойствие и безопасность.
Наряду с понятием страх зачастую мы слышим понятие фобия. В чем же разница? Фобии – это те же страхи, но выраженные более сильно и преследуемые человека постоянно. Слово фобия происходит от греческого «фобос» – страх. В психологии фобиями называют навязчивые, неконтролируемые, иррациональные, неадекватные существующему положению дел страхи, которые охватывают человека в определенной обстановке и сопровождаются ощущением подавленности, вегетативными дисфункциями (учащенное и ясно различаемое сердцебиение, повышенное или пониженное давление, обильный пот, дрожь, желудочные расстройства, дрожь конечностей и губ, а иногда и всего тела и т.п.). Другими словами, если страх наступает часто, становится навязчивым, плохо поддается контролю со стороны испытывающего страх, желание избегать предмета или ситуации вызывающего страх более велико, или он имеет под собой мало оснований, нарушает самочувствие и деятельность человека, то это фобия. Хотя обычно сильный страх, мешающий человеку нормально жить, уже называют фобией.
Существует множество видов фобий, вот некоторые из них: арахнофобия – страх пауков; кинофобия – страх собак; офидофобия – страх змей; аквафобия, гидрофобия – страх воды, плавания; акрофобия – страх высоты; никтофобия – страх ночи, темноты; гематофобия – страх вида крови; охлофобия – страх толпы, переполненных мест; танатофобия – страх смерти и пр.
Это далеко не полный перечень фобий. Тем не менее, он позволяет составить представление о том, насколько широко распространены фобические расстройства в наше время.
Так какие же могут быть причины возникновения страха. Причинами страха могут быть события, условия или ситуации, являющиеся началом опасности. Как указывает Дж. Боулби, причиной страха может быть отсутствие чего-либо, что обеспечивает безопасность. Страх может иметь своим предметом какого-либо человека или объект. Иногда страх не связан ни с чем конкретным, такие страхи переживаются как беспредметные. Страх может вызываться страданием, это связано с тем, что в детстве сформировались связи между этими чувствами.
Существует несколько причин возникновения страха. Первая и наиболее понятная причина – конкретный случай, который напугал человека (укусила собака, застрял в лифте). Такие страхи легче всего поддаются коррекции. Но не у всех людей развивается стойкий, заметный окружающим страх. Во многом это зависит от особенностей характера человека (тревожность, мнительность, пессимизм, неуверенность в себе, зависимость от других людей и т.д.).
Самые распространенные – это внушенные страхи, идущие к нам из детства. Их источники – взрослые (родители, бабушки, воспитатели), которые непроизвольно, иногда слишком эмоционально, предупреждают ребенка об опасности, часто даже не обратив внимания на то, что напугало ребенка больше: сама ситуация или реакция на нее взрослого. Ребенок начинает чувствовать тревогу, и, естественно, что у него возникает реакция страха, которая может закрепиться и распространиться на исходные ситуации. Такие страхи могут зафиксироваться на всю жизнь.
Еще одна из наиболее частых причин страха – детская фантазия. Ребенок нередко сам придумывает себе предмет страха. Дети боятся темноты, но каждый ребенок по-разному реагирует на такие фантазии: кто-то сразу их забудет и успокоится, а у кого-то это может привести к непоправимым последствиям.
Чувство страха может сформироваться из-за внутрисемейных конфликтов. Очень часто ребенок чувствует вину за конфликты родителей или боится оказаться их причиной. Нередко причиной страха становятся взаимоотношения со сверстниками. Если коллектив не принимает ребенка, его обижают, то вполне вероятно, что он боится быть униженным.
Также страхи могут появляться из-за наличия более серьезного расстройства – невроза, которое должны диагностировать и лечить медицинские работники. Проявлением невроза можно считать те страхи, которые не являются нормой на определенном возрастном этапе развития, или очень сильное проявление страхов, которые входят в понятие нормы.
Что касается изучения страхов в подростковом возрасте, то у девочек подростковый возраст более насыщен страхами, чем у мальчиков, отражая их большую склонность к страхам вообще. При этом межличностные страхи достигают своего максимума в данном возрасте, а именно: страх одиночества, некоторых людей, наказания, насмешек, осуждения со стороны сверстников и взрослых, страх сделать что-либо не так, не то, не успеть, опоздать, не справиться с порученным делом, не совладать с чувствами, потерять контроль, быть не собой и т. д.
Рекомендации для родителей
Чтобы помочь ребенку справиться со страхами родителям следует:
-Признать, что страх реален. Так же как и страхи у взрослых, детские страхи зачастую иррациональны, но это не делает их менее реальными.
-Учтите, что, по сравнению со взрослыми, дети находятся в крайне невыгодном положении в попытке противостоять страхам: взрослые могут избегать заведомо пугающих объектов или ситуаций, у детей здесь гораздо меньше возможностей.
-Скажите ребенку, что все люди иногда боятся, даже взрослые. Расскажите ребенку, чего вы боялись когда были маленькими и как преодолели свой страх – будьте однако осторожны в своем рассказе, чтобы не вызвать у ребенка новый страх.
-Не смейтесь над своим испуганным ребенком и не дразните его.
-Отмечайте похвалой любой, даже самый незначительный прогресс ребенка в преодолении страха и не критикуйте ребенка за сам страх или регресс в его преодолении. Похвала родителя наилучшее поощрение для маленького ребенка, а критика совершенно неэффективна для устранения любого нежелательного поведения ребенка, будь то неуспехи в учебе, плохие манеры или страхи. Ни в коем случае не давайте ребенку понять, что вы его меньше любите или уважаете за его страхи.
-Позвольте ребенку положиться на вас. Ведите себя спокойно и уверенно. Испуганные дети испытывают недостаток уверенности. Дайте им почувствовать, что Вы их поддерживаете и контролируете ситуацию.
-…Но не переусердствуйте иначе «сверхохраняемый» ребенок может решить, что ему действительно есть чего бояться и станет еще более испуган и слишком зависим от родителя.
-Убедитесь, что не вы ответственны за страх. Слишком частые предостережения: «не бери острые предметы, а то поранишься и можешь умереть»; действия — когда ребенка, например, запирают в темной комнате в качестве наказания; или угрозы — «мы уходим и оставим тебя с этой тетей», родителей могут стать источником страха. И, наконец, отсутствие дисциплины, четких правил и предсказуемости пугают маленьких детей, нуждающихся в достаточной степени внешнего контроля.
-Не пытаться «вышибить клин клином», заставляя ребенка встретиться лицом к лицу с пугающим его объектом или ситуацией и «убедиться, что ничего страшного в этом нет». Вместо этого окажите ребенку эмоциональную поддержку и мягко постепенно помогите ему понять природу того, что он боится. Оптимальный набор действий может быть таким:
1. Признание: Спокойно и уверенно скажите ребенку, что Вы видите и понимаете, что он боится
2. Разъяснение – маленьким детям часто бывает достаточно простого объяснения сути страха.
3. Косвенная демонстрация. Если ребенок боится собак, то просмотр фильма о мальчике его возраста и его любимой собаке может помочь ему почувствовать себя более уверенно. Не следует однако знакомить детей с фильмам, сказками или картинками, которые могут усилить их страх, где собаки кусаются.
4. Беседа, Обсуждение. Попросите вашего ребенка рассказать о его страхах и внимательно с пониманием выслушайте его.
Если страхи ребенка начали влиять на жизнь всей семьи или на распорядок жизни самого ребенка, обратитесь к профессионалу, семейному консультанту или психотерапевту, детскому психологу.
Ржеутская Н.А., педагог-психолог ГУО «Гимназия №7 г. Минска»
Использованы материалы сайта воспитательной работы ГУО «Гимназия №7 г.Минска» «ОКНА» blog.gymn7.minsk.edu.by
10 заповедей для родителей

Уважение!
Мы иногда запросто можем сказать ребенку: «А лучше ты ничего не мог придумать? У тебя вообще голова на плечах есть?» и так далее. Всякий раз, когда мы произносим что-либо подобное, мы разрушаем положительный образ сына или дочери.
Угрозы!
«Если ты еще раз сделаешь — ты у меня получишь!», «Если ты еще раз стукнешь братика, я тебя…» Каждый раз, когда мы так говорим, мы учим ребенка бояться и ненавидеть нас. Угрозы совершенно бесполезны — они не улучшают поведения.
Обещания!
Хорошо знакомо: ребенок провинился, а мама ему говорит: «Пообещай, что больше никогда-никогда так делать не будешь» — и получает, конечно, обещание. А через полчаса ребенок повторяет свою проделку. Мама обижена и расстроена: «Ты же обещал!» Она просто не знает, что обещание ничего не значит для маленького ребенка. Обещание, как и угроза, относятся к будущему. А ребенок живет только в настоящем. Если он чувствителен и совестлив, то вымогание обещаний будет развивать в нем чувство вины, если же он не чувствителен, это только научит его цинизму: слово — это одно, а дело — совсем другое.
Опека!
Излишняя опека приучает ребенка к мысли, что сам он ничего делать не может. Многие родители недооценивают возможностей детей что-либо делать самостоятельно. Примите как девиз: «Никогда не делай за ребенка то, что он может сделать сам».
Повиновение!
Представьте, что муж (жена) говорит вам: «Брось все и сию же минуту приготовь мне кофе». Как вам это понравится? Точно так же вашему ребенку не нравится, когда от него требуют, чтобы он немедленно оставил свое занятие, лучше предупредить его заранее: «Минут через десять будем обедать», тогда мы вполне можем позволить ему поворчать немного: « Я еще поиграю». Слепое безоговорочное подчинение характерно для марионетки, но оно не способствует формированию независимого, самостоятельного человека.
Потакание!
Речь о вседозволенности. Дети сразу почувствуют, что родители боятся быть твердыми, когда они переступают границы дозволенного, боятся сказать им «нет». Это вселяет в них уверенность, что все правила резиновые — стоит немножко поднажать, и они растянутся. Такое может срабатывать в рамках семьи, но за ее пределами ребенка ждут горькие разочарования. Потакать ребенку — значит, лишать его возможности вырасти приспособленным к жизни человеком.
Будьте последовательны!
В субботу у мамы хорошее настроение и она разрешает сыну нарушать все правила (или какие-то из них). В понедельник, когда он делает то же самое, она «наваливается на него, как тонна кирпичей». Представьте себя на месте своего чада. Как бы вы научились водить машину, если бы в понедельник вторник и четверг красный свет означал «стоп», а в среду и субботу – «можно продолжать движение»? Детям необходима последовательность в требованиях. Они должны знать, чего от них ждут. Беспорядочность в разрешениях и запретах этому не способствует.
Требуйте соответственно возрасту ребенка!
Не требуйте от ребенка зрелости поведения, на которую он еще не способен. Помните, всему своё время! В то же время помните, что ему уже по силам! Распределяйте в семье обязанности и ответственность за них!
Прислушайтесь к своим словам!
Каждый день тысячи слов порицания выплескиваются на наших детей. Если все их записать на магнитофон и прокрутить мамам и папам, то они будут поражены. Чего только они не говорят своим детям! Угрозы, насмешки, ворчание, целые лекции о морали… Под влиянием словесного потока ребенок «отключается». Это для него единственный способ защиты и он быстро его осваивает. А поскольку отключиться полностью он не может, то испытывает чувство вины, а это развивает отрицательную самооценку. Все «морали» в конечном итоге для ребенка сводятся к таким схемам: «То, что ты сделал, — это плохо. Ты плохой, потому что это сделал. Как ты мог так поступить после всего хорошего, что папа (мама) сделал(а) для тебя?»
Помните о праве ребёнка оставаться ребёнком!
Представьте себе, что вы — педагогический гений и воспитали образцового ребенка: тихого, всегда уважительного к взрослым, который никогда не бунтует и не выходит из-под контроля, делает все, что взрослые от него хотят. У него нет отрицательных чувств к чему-либо и к кому-либо, он высокоморален, совестлив и аккуратен, никогда никого не обманывает. Но, может быть, тогда мы имеем дело с маленьким взрослым? Психологи считают, что «образцовый» ребенок — не счастливый ребенок. Это ребенок под маской. Он спрятал свое «я» под оболочку, а внутри у него очень серьезные эмоциональные проблемы.
Воспитывая детей, развивая их самодисциплину, давайте не забывать, что они все-таки дети. Давайте оставим за ними это право!
И ещё пару правил…
Все родители воспитывают детей в меру своего умения и понимания жизни и редко задумываются о том, почему в определенных ситуациях поступают так, а не иначе. Однако у каждой мамы в жизни бывают моменты, когда поведение любимого ребенка ставит в тупик. А может быть, сами взрослые, применяя радикальные методы воспитания, делают нечто такое, из-за чего потом бывает стыдно. В своих ошибках вы не одиноки, все родители их время от времени совершают. Но всегда лучше учиться на чужих ошибках, не правда ли?
1. Не ждите, что Ваш ребенок будет таким, как Вы. Или — как Вы хотите. Помогите ему стать не Вами, а собой.
2. Не вымещайте на ребенке свои обиды: что посеешь, то и взойдет.
3. Не требуйте от ребенка платы за все, что Вы для него делаете: Вы дали ему жизнь — как он может Вас отблагодарить? Он даст жизнь другому, — это необратимый закон благодарности.
4. Не думайте, что ребенок Ваша собственность — он личность.
5. Не относитесь к его проблемам свысока.
6. Не унижайте!
7. Не мучьте себя, если не можете чего-то сделать для своего ребенка. Мучьте, если можете и не делаете!
8. Помните: для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.
9. Уважайте чужого ребенка. Не делайте чужому то, что не хотели бы, чтобы другие сделали Вашему.
10. Любите своего ребенка любым: неталантливым, неудачным, взрослым. Общаясь с ним, радуйтесь, потому что ребенок — это праздник, который с Вами.
Родителям на заметку:
У активных родителей — активные дети.
Объясняйте своему ребёнку, что имидж человеческого тела, навязываемый средствами массовой информации, не реалистичен. Здоровые тела бывают самых разных размеров и форм.
Исследования показывают, что важную роль в формировании самооценки дочерей играют их отцы.
Дети перенимают привычки здорового образа жизни от своих родителей. Что касается здорового питания, физической активности и самооценки, будьте своему ребёнку образцом для подражания.
Использованы материалы сайта воспитательной работы ГУО «Гимназия №7 г.Минска» «ОКНА» blog.gymn7.minsk.edu.by