Адаптация к детскому саду

Адаптация к детскому саду…

Как известно адаптация – это приспособление человека  к новой обстановке. Для каждого ребёнка поступление в детский сад сопряжено с многочисленными изменениями: строгий режим дня; отсутствие близких людей, которые до этого были всегда рядом; новые  требования к поведению; расширение круга общения; новые помещения; непривычный стиль общения.

У каждого ребёнка адаптация идёт по своему индивидуальному сценарию. Это зависит от многих моментов, прежде всего от индивидуальных особенностей малыша. Чтобы этот период прошел быстрее и благополучнее, нужно  подготовить малыша.

Лёгкая степень

Продолжительность от 10 до 20 дней. Эмоциональное состояние спокойное, уравновешенное. Заболеваемость не более одного раза, сроком не более 10 дней, без осложнений. Возможно ухудшение сна и аппетита. Возможно снижение речевой активности. Отношения со взрослыми не нарушаются, интересуется сверстниками. Участие в совместных играх.

Средняя степень

Длительность от 20 дней до 2 мес. Эмоциональное состояние неуравновешенное (переход от одного настроения к другому). Заболеваемость до двух раз, сроком не более 10 дней, без осложнений. Возможно ухудшение сна и аппетита. Речевая активность замедляется. Отношение его к близким – эмоционально-возбуждённое (плач, крик при расставании), первое время сторонится детей, отношение к ним безразличное.

Тяжёлая степень

От 2 мес. до 4 – 6 месяцев. Ребёнок замыкается, становится беспокойным, тревожным. Значительно ухудшается сон и аппетит. Настроение безучастное, ребёнок много и длительно плачет. Отказывается от участия в деятельности. Речью не пользуется, возможна задержка в развитии речи. Часто повторяющиеся заболевания с осложнениями. Игра кратковременная, ситуативная.

Как надо готовить ребенка к поступлению в детский сад

  •  Свое решение о посещении детского сада сообщить ребенку с радостью, преподнести ему это как награду.
  •   Готовить ребенка к временной разлуке с Вами и дать понять ему, что это неизбежно только потому, что он уже большой. Внушать ему, что это очень здорово, что он дорос до детского сада и стал таким большим. Старайтесь создать положительный образ воспитателя: «Какая добрая Мария Ивановна! Как ее любят дети!» и т. п.
  •  Покупать вещи для детского сада вместе с ребенком. Заботиться о том, чтобы вещи были максимально простыми и удобными, без лишних застежек и пуговиц, обувь — на липучках или на молнии.
  •  Заранее узнать режим дня в дошкольном учреждении и организовать похожий режим дома.
  •  Отправлять в детский сад ребенка лишь при условии, что он здоров. Повысить роль закаливающих мероприятий.
  •   Учить ребенка всем необходимым навыкам самообслуживания.
  • Не нервничать и не показывать свою тревогу накануне поступления в детский сад.
  • Продумать, кто будет приводить и уводить ребенка.
  •  Планировать свое время так, чтобы не оставлять ребенка первое время на целый день в детском саду. Все время объяснять ребенку, что он для Вас, как и прежде, дорог и любим.
  • Накануне напомнить малышу, что завтра он идет в группу, и ответить на все вопросы ребенка.
  • Не   затягивайте   расставание   долгими   объяснениями, поцелуями и сладкими обещаниями. Обнимите ребенка, поце­луйте, скажите, когда за ним зайдете, и оставьте, улыбнувшись, независимо от его настроения.
  • Придумайте и отрепетируйте несколько способов про­щания с ребенком, например воздушный поцелуй, крепкое ру­копожатие, что помо­жет отвлечь его от грустных мыслей.
  • В первые дни не спешите сразу увести ребенка домой. вместе посмотрите, как играют дети, как об­
  • Не обманывайте ребенка и не уходите тихо и незаметно.  Это вызовет глубокие переживания, воз­можно, истерику и может его сильно травмировать. Ребенок поймет, что  Вам  нельзя доверять, у него могут возникнуть страхи.
  • Дайте ребенку с собой любимую игрушку или какой-либо предмет, способный отвлечь малыша от горьких пережи­ваний.
  • Ежедневно расспрашивайте ребенка о жизни дошколь­ного учреждения, удивляйтесь, хвалите его, показывайте зна­чимость его нового статуса. Не демонстрируйте     излишнюю     подозрительность, спрашивая, не обижают ли малыша в яслях.

Как не надо вести себя с ребенком, начавшим посещать детский сад

·    При ребенке плохо говорить о детском саде.

·    Все время обсуждать в его присутствии проблемы, связанные с дошкольным учреждением.

·    Угрожать ребенку детским садом как наказанием за детские грехи и непослушание, поздно забирать домой.

·    Водить ребенка в многолюдные места, резко менять на выходных его режим дня.

·    Ограничивать общение малыша с другими детьми.

Как надо вести себя с ребенком, начавшим посещать детский сад

Не оставлять его на целый день в детском саду, пораньше забирать домой.

Создавать для него спокойный климат в семье, уменьшить нагрузку на нервную систему.

На время прекратить походы в цирк, театр, гости.

Обеспечить в выходные дни дома для него такой же режим, как и в детском саду.

Эмоционально поддерживать ребенка: чаще обнимать, поглаживать, называть ласковыми именами.

 Избегать вопросов: «Что вы сегодня делали? Что вы ели? Спросите: «Вы сегодня лепили или рисовали? На завтрак была каша или яйцо? С кем ты сегодня играл?

 Не реагировать на выходки ребенка и не наказывать его за капризы.

  Оставляя ребенка в дошкольном учреждении, постарай­тесь быть спокойными и уверенными сами, так как малыш  может уловить Ваше беспокойство и будет расстраиваться и пла­кать еще больше.

 Будьте тверды и последовательны в своих поступках, не позволяйте ребенку манипулировать собой и вынуждать забирать его из яслей домой без всякой необходимости.

Не   затягивайте   расставание   долгими   объяснениями, поцелуями и сладкими обещаниями. Обнимите ребенка, поце­луйте, скажите, когда за ним зайдете, и оставьте, улыбнувшись, независимо от его настроения.

Придумайте и отрепетируйте несколько способов про­щания с ребенком, например воздушный поцелуй, крепкое ру­копожатие, что помо­жет отвлечь его от грустных мыслей.

 В первые дни не спешите сразу увести ребенка домой. вместе посмотрите, как играют дети, как об­

Не обманывайте ребенка и не уходите тихо и незаметно.  Это вызовет глубокие переживания, воз­можно, истерику и может его сильно травмировать. Ребенок поймет, что  Вам  нельзя доверять, у него могут возникнуть страхи.

 Дайте ребенку с собой любимую игрушку или какой-либо предмет, способный отвлечь малыша от горьких пережи­ваний.

 Ежедневно расспрашивайте ребенка о жизни дошколь­ного учреждения, удивляйтесь, хвалите его, показывайте зна­чимость его нового статуса. Не демонстрируйте     излишнюю     подозрительность, спрашивая, не обижают ли малыша в яслях.

 

Литература: Психологическое сопровождение развития детей раннего возраста/ сост. Л.И. Коренева.-Мозырь: ООО ИД "Белый Ветер", 2007.-66с.

 

Подготовил: педагог-психолог М.А. Жемайтук

свернуть