Интегрированное обучение

ГРУППА ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

Группы интегрированного обучения и воспитания – группы, в которых обучаются и воспитываются лица с особенностями психофизического развития, осваивающие содержание образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования, образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, и лица, не имеющие таких особенностей, осваивающие содержание образовательной программы дошкольного образования. (Глава 59, статья 273 Кодекса Республики Беларусь об образовании). 

В целях создания безопасной, здоровьесберегающей, психологически и эмоционально комфортной и адаптивной среды для воспитанников с особенностями психофизического развития в учреждении образования в 2024/2025 учебном году организована работа группы № 3 и группы №7 интегрированного обучения и воспитания.

С воспитанниками группы №3 работают:

Чернявская Янина Сергеевна - воспитатель дошкольного образования;

Пыско Алина Валентиновна - воспитатель дошкольного образования;

Осиповская Анастасия Вадимовна - помощник воспитателя;

Дамуть Эмма Михайловна - педагог-психолог;

Прудникович Анастасия Сергеевна - учитель-дефектолог;

Окулевич Виолетта Дмитриевна - музыкальный руководитель;

Москоленко Зинаида Ивановна - руководитель физической культуры.

С воспитанниками группы №7 работают:

Архипцева Алина Николаевна - воспитатель дошкольного образования;

Пыско Алина Валентиновна - воспитатель дошкольного образования;

Новоходская Надежда Игоревна - воспитатель персонального сопровождения;

Семенек Ольга Евгеневна - помощник воспитателя;

Дамуть Эмма Михайловна - педагог-психолог;

Прудникович Анастасия Сергеевна - учитель-дефектолог;

Окулевич Виолетта Дмитриевна - музыкальный руководитель;

Москоленко Зинаида Ивановна - руководитель физической культуры.

В группе № 3 и № 7 интегрированного обучения и воспитания созданы условия для социализации детей с особенностями психофизического развития, успешного включения воспитанников в образовательный процесс в учреждении образования с учётом их возможностей и особых образовательных потребностей. В пространстве группы предусмотрены зоны работы, релаксации, двигательной активности, подобраны развивающие игры и игрушки в соответствии с индивидуальными особенностями детей. 

Воспитатель, обеспечивающий персональное сопровождение детей с ОПФР, помогает воспитанникам не только в учебной деятельности, но и в свободное время, на прогулке, в игре: выбирать игрушки и совершать с ними игровые действия, формировать умения следовать правилам игры, подражать действиям сверстников. Это способствует овладению воспитанниками с особенностями психофизического развития навыками коммуникации и социального взаимодействия, формированию контроля собственного поведения. В свою очередь, взаимодействие со сверстниками с ОПФР обогащает коммуникативный опыт всех детей группы, развивает их самостоятельность через предоставление помощи, учит толерантности.  

свернуть

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ  УЛУЧШЕНИЯ КАЧЕСТВА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РОДИТЕЛЕЙ С ДЕТЬМИ С РАС  

 

  1. Не пренебрегайте личной психической гигиеной

Психическое состояние родителей оказывает существенное влияние на жизнь и  здоровье    ребёнка.   Неуравновешенность, неврозы,  стрессы, травмы и т.п. препятствуют установлению контакта. Снижают внимание к нуждам ребёнка. Не  дают   объективно оценить ни его  потенциал,    ни  актуальные   потребности.  Доброжелательная  атмосфера  в  семье  существенно  повышает шансы  детей  с  аутизмом к адаптации в социуме.

Примеры:

а) Крики и ругань в семье могут напугать ребёнка с РАС, вызвать у него  истерику.

б) Раздражительность родителя повышает тревожность ребёнка, вследствие  чего он больше склонен к срывам и больше уходит в себя.

  1. Не отождествляйте себя с ребёнком

Слияние опасно как для родителей, так и для детей. При таком положении дел родитель  болезненно  воспринимает  любое отклонение от ожиданий, которые он  питает  в  отношении  ребёнка,  переживает  его  неудачи  как  свои собственные.  Ребёнок   под   гиперопекой   испытывает   проблемы   с   приобретением   навыков  самостоятельного  обслуживания,  что  в дальнейшем  отрицательно  скажется  во  взрослой жизни.   Разумный  подход в  данном  случае   —   обучение,  а  не  обслуживание.

Примеры:

а) Ребёнок с РАС не умеет завязывать шнурки: родитель должен неоднократно показать алгоритм, затем совместно осуществлять шнурование до тех пор, пока  ребёнок не научится сам, плохим вариантом будет делать это за ребёнка постоянно.

б) Ребёнок не умеет посещать магазин и делать покупки: обучайте его методом мелких шажков — сперва научите брать один нужный продукт, затем несколько, потом покажите процесс оплаты покупок, отправьте за продуктами или вещами по списку, обязательно будьте на связи (вдруг у ребёнка возникнут  вопросы).

  1. Не забывайте о необходимости самообразования

Регулярное  чтение  научных  работ  специалистов  в области   расстройства аутистического  спектра,  личных  блогов  и  форумов  родителей, воспитывающих  таких  же  детей,  может  быть  полезно.  При  этом  важно помнить,  что  необходим  системный подход, а  не  хаотичное перебирание различных  вариантов на  основе  чужого  положительного  опыта.  В  первую очередь  нужно  ориентироваться  на  вашего  конкретного  ребёнка  и  его характеристики.  

Примеры:

а) Не копируйте слепо чужие способы воспитания, понаблюдайте за вашим  ребёнком и найдите действенные для него методы.

  1. Не игнорируйте сильные стороны ребёнка с РАС

Любые  родители  и  дети — разные  личности  с  различающимися наборами способностей.  Ребёнок  с  аутизмом — это еще и наличие иного когнитивного  стиля. Специальные     интересы могут   стать   профессией.    В  любом    случае  поощряйте их, будьте уважительны и конкретны. Ваша задача — помочь понять  будущие действия, а не обесценить занятия ребёнка.

Примеры:

а) Ребёнок много времени проводит с буквами: предложите ему клавиатуру и научите печатать, в этом случае, если он не станет писателем, то сможет набирать  данные.

б) Ребёнок интересуется рисованием: поддержите его, устройте в студию, пригласите учителя и т.д., даже если в итоге из него не вырастет великий художник, то вполне может получиться иллюстратор, специалист по векторной  графике и т.д.

  1. Не занимайтесь насильственной социализацией ребёнка с РАС

Навыки  вступать  в  коммуникации,  поддерживать  их,  устанавливать взаимные  связи сложны для аутичных людей в любом возрасте. Неудачи в данной области  ведут  к  замкнутости,  тревожному  расстройству личности и депрессии.  Любое  хождение в коллектив сверстников должно вызывать у ребёнка удовлетворение, а  не истерику или перегрузку.

Примеры:

а) Не стесняйтесь подойти вместе с ним к детям на площадке и попросить их принять его в игру, но если ребёнок испытывает дискомфорт, то лучше поиграйте  с ним вдвоём или дайте ему заняться чем-то самостоятельно.

б) Не ставьте цель добиться зрительного контакта — дети с РАС прекрасно обходятся без него, принуждение не повысит их внимание, а вызовет тревогу.

  1. Не отмахивайтесь от сенсорных особенностей ребёнка

Известно, что сенсорное восприятие детей с РАС (как и взрослых) имеет свои особенности. Тщательно изучите все потребности вашего ребёнка в этой области.  Представьте, что всё вокруг вас орёт на самом высоком уровне громкости, слепит,  давит.  Это  то,  что  ощущает  и  осознаёт ваш  ребёнок. Ваша  задача  —  облегчить  ему это состояние.

Примеры:

а) Ребёнок закрывает уши или глаза — это признак перегрузки, затемните помещение, выключите источник звуков (телевизор, радио), если вы в торговом  центре, то постарайтесь как можно скорее увести оттуда ребёнка.

б) Одежда тоже может вызывать перегрузку: слишком плотная, из раздражающего материала (шёлк, шерсть), если ребёнок стягивает с себя вещи, то  попытайтесь понять, что именно в них его беспокоит и не пытайтесь навязывать,  приобретите одежду из других материалов и другого размера.

  1. Не применяйте физическое насилие

Наказание  ремнём,  шлепки,  удары  и  любое  иное  физическое воздействие на  детей   недопустимы.   Ни   опыт   предшествующих   поколений,   ни   трудности   с  воспитанием,  ни  личное  тяжёлое эмоциональное  состояние родителя  не  могут  быть оправданием такого рода действий.

 

Использованный источник: https://kras-rc.ru/UserFiles/File/distancion/defektolog/soveti_rod_det_s_ras.pdf

свернуть

КАК ОРГАНИЗОВАТЬ ДЕТСКУЮ КОМНАТУ (ПРОСТРАНСТВО) РЕБЁНКА С РАС?

Жизненное пространство ребёнка с РАС требует особой заботы и специальной организации. Он очень раним, и это делает его беззащитным перед окружающим миром. Пространство, в котором он живёт и развивается, приобретает особую, терапевтическую значимость.

Детская комната

Позаботьтесь о том, чтобы детская комната стала для ребёнка «крепостью», комфортным местом, в котором он чувствовал бы себя в безопасности и, если возникнет необходимость, имел бы возможность укрыться от внешних влияний. Это потребует выполнения ряда необходимых условий:

Первое условие – безопасность

Детская комната должна быть оборудована с учётом того, что ребёнок будет здесь бегать, прыгать, кувыркаться, карабкаться по мебели и т. д. Поскольку у ребенка с РАС часто отсутствует «чувство края», а в состоянии аффекта он может перестать контролировать свои движения и действия, необходимо обставить детскую комнату устойчивой мебелью без острых углов.

В комнате не должно быть опасных предметов (тяжелых, острых, бьющихся и др.). Эта рекомендация касается и квартиры в целом: все потенциально опасные предметы должны прятаться или запираться. Иначе мы можем спровоцировать ситуацию, в которой ребёнок примется подбрасывать вверх молоток или разбивать электрические лампочки о кафельный пол на кухне. Поэтому необходимо постараться заранее застраховаться от подобных ситуаций, хотя всего, конечно же, не предусмотришь.

Второе условие – обеспечение комфорта и уюта

Оформите комнату в приятных, неярких, успокаивающих тонах, электрическое освещение должно быть мягким, не режущим глаза.

Третье условие – наличие необходимого оборудования

Поскольку детская комната – это место, где ребёнок играет и учится, она требует содержательного наполнения. Так, в комнате обязательно должна быть парта или столик со стульчиком.

Ребёнку нужны игрушки:

– деревянные и пластмассовые строительные наборы, конструкторы;

– разнообразные матрешки, пирамидки, вкладыши;

– звучащие игрушки и набор игрушечных музыкальных инструментов;

– игры для развития мелкой моторики – мозаики, деревянные бусы, игры со шнурками;

– развивающие настольно-печатные игры – разрезные картинки, лото, домино, доски Сегена, рамки Монтессори и др.;

– игрушки для сюжетно-ролевых игр – куклы, мишки, другие мягкие и резиновые игрушки, машинки, кукольный домик, кукольная посуда и мебель, аптечка и т. д.

Детские книжки для домашней библиотеки подбираются с учётом возраста ребенка и его предпочтений. Они должны быть понятны ребёнку, полезны для реального освоения окружающего мира (избегайте слишком абстрактных, фантастических сюжетов), вызывать положительные эмоции (книжки, где описаны страшные или социально неадекватные ситуации, нужно исключить, во всяком случае – на начальном этапе). Если ребёнку особенно нравится какая-то история, поддерживайте его интерес, развивайте его, связывая с повседневной жизнью.

Кроме этого, у ребёнка должен быть материалы для творчества: цветные карандаши и фломастеры, акварельные и гуашевые краски, пастельные мелки и мелки для рисования на асфальте, цветная бумага и картон, пластилин и т. д.

Особо отметим необходимость для физического развития ребенка спортивного оборудования: очень хорошо, если комната ребёнка оборудована спортивным комплексом со шведской стенкой, кольцами, канатом. Купите ребёнку разнообразные мячи, обручи, скакалки, а также самокат и велосипед.

Принцип действия многих спортивных снарядов очевиден, и после небольшого обучения ребёнок вполне может действовать самостоятельно. Это очень важно, так как аутичный ребенок, особенно на начальном этапе коррекционной работы, неспособен произвольно управлять своими движениями или по подражанию повторить действия взрослого. Это же правило касается и большинства дидактических игрушек, с которыми ребёнок может самостоятельно играть, постепенно усваивая понятия величины, формы и т. д. Обеспечение ребёнка такими предметами, игрушками, снарядами поможет освоить многие навыки действий с предметами, физически развиваться даже в условиях, когда контакт с взрослым не налажен и специальное обучение не проводится.

Четвертое условие – поддержание порядка

В комнате ребёнка должен быть установлен и поддерживаться определенный порядок. Все предметы, вещи и игрушки должны иметь свое фиксированное место. Например, возле дивана стоит коробка с пластмассовыми кубиками, матрёшки и пирамидки стоят на полке, в шкафу лежат бумага и краски, у стены стоит кукольный домик, в котором живет любимый плюшевый мишка.

Вещи в платяном шкафу лучше раскладывать на те же места – так легче приучать ребёнка к самостоятельности. Порядок в окружающем мире предметов важен для любого ребенка, но для аутичного, с его стереотипностью поведения, он – необходимое условие жизни. Но избегайте раз и навсегда установленной завершённости. Время от времени вводите новые приятные ребёнку детали – развесьте на стене его рисунки, выберите вместе с ним новые занавески, купите и повесьте на стену картину. Если ребёнок сопротивляется малейшим переменам, отложите их, но обязательно попытайтесь вновь. Не забывайте о необходимости создания эмоционально положительного настроя: заранее обсудите с ребёнком предстоящую перемену в интерьере, поговорите о том, как это будет хорошо, организуйте его активное участие в процессе внесения новых элементов в интерьер.

 

Использованный источник: https://kras-rc.ru/UserFiles/File/distancion/defektolog/soveti_rod_det_s_ras.pdf

 

свернуть

ВИЗУАЛЬНОЕ РАСПИСАНИЕ ДЛЯ РЕБЁНКА С РАС

Существуют однозначные научные доказательства преимуществ использования визуальных расписаний при расстройствах аутистического спектра (РАС). Большинство из нас не следуют визуальному расписанию, когда находятся дома. Однако людям с РАС гораздо труднее справиться с неструктурированным временем, чем нейротипичным людям, и для них обычно полезно увеличение структуры в жизни.

Преимущества для применения визуальных расписаний  людьми с РАС

  1. Расписание основано на визуальном мышлении, которое часто является сильной стороной людей с аутизмом, а потому это коммуникация, которую им проще понять.
  2. Метод позволяет человеку обучаться новым навыкам и расширять свои интересы.
  3. Это инструмент, который позволяет переносить свои навыки в различные жизненные ситуации.
  4. Он может увеличить гибкость данного человека.
  5. Он помогает человеку с аутизмом сохранять спокойствие и уменьшает неуместные виды поведения.
  6. Он помогает человеку с аутизмом развивать самостоятельность, что повышает его самооценку.

Причины, по которым родители могут отказываться

от визуального расписания

Несмотря на вышеперечисленные преимущества, создание индивидуального визуального расписания может показаться многим семьям трудоёмкой и обременительной задачей. Однако помните, что вам необязательно делать идеальное расписание из цветных карточек, отпечатанных на цветном принтере. Ваш ребёнок может воспринимать простые рисунки, которые вы нарисуете на канцелярских стикерах, не хуже, чем отпечатанные изображения. Кроме того, время, которое вы потратите на разработку и создание визуального расписания, окупится сторицей, когда вы будете тратить меньше времени на поведенческие проблемы или персональную помощь ребёнку, который во всем от вас зависит.

Что делает визуальное расписание?

Визуальное расписание сообщает вашему сыну или дочери, что произойдет дальше и в каком порядке. Возможно, ваш ребёнок способен запомнить последовательность событий. Проблема в том, что в жизни (особенно по мере взросления ребенка) большинство событий не происходят в одном и том же порядке каждый день. Это может стать причиной поведенческих проблем в случае неожиданных изменений. Использование визуального расписания позволяет разработать положительную рутину, когда ребенок обращается к своему расписанию за информацией, что увеличивает его гибкость и способность справиться с жизненными неурядицами в будущем.

Дополнительный плюс визуальных расписаний в том, что они могут увеличить независимость вашего ребенка. Благодаря им, ваш ребёнок может научиться переходить от одного занятия к другому, ориентируясь на расписание, а не на руководство со стороны другого человека или его вербальные подсказки.

Шаги по созданию визуального расписания

  1. Определите формат расписания

Каждый вид расписания может использоваться в любом возрасте и при любых разновидностях аутизма. Возможные типы расписаний включают:

А. Расписание из предметов

Такое расписание наиболее уместно для людей с очень низкими речевыми навыками или невербальных. Самый простой способ использовать визуальное расписание из предметов — дать ребенку предмет незадолго до перехода к следующему занятию. Ребенок берет предмет и использует его во время следующего занятия. Самое главное при составлении расписания из предметов — определить, какой небольшой предмет может использоваться во время каждого занятия, либо какой предмет может символизировать то или иное событие.

Примеры предметов для визуального расписания:

  1. Играть на улице - мяч.
  2. Ванная – подгузник.
  3. Обед – ложка.
  4. Играть дома -  машинка.
  5. Занятия с педагогом - пазл.

Б. Расписания из рисунков или фотографий  

Ваш ребёнок будет готов к расписанию из фотографий, если он сможет правильно соотносить картинки или фотографии друг с другом (например, в простой игре в лото). Некоторым людям проще распознавать фотографии, в то время как другим проще распознавать рисунки. Вы можете или нарисовать их самостоятельно, либо использовать готовые рисунки, которые можно найти в Интернете.

Рисунки или фотографии располагаются в вертикальную или горизонтальную линию с помощью липкой ленты, магнитов или других приспособлений, отображая последовательность занятий или событий. Ваш ребёнок снимает с расписания одну картинку или фотографию, после чего переходит к занятию, которое она символизирует.

В. Письменные расписания Эти расписания лучше всего подходят для тех, кто хорошо читает. Если ваш ребенок только учится читать, то вы можете попробовать расписание на основе изображений с добавленными к ним словами. Вы можете сделать парные карточки со словами и использовать вышеописанный прием с парным расписанием. Либо вы можете просто составить список занятий и событий, чтобы ваш ребенок вычеркивал по очереди те пункты, которые он уже выполнил. Для наиболее продвинутых детей можно использовать более сложные виды письменного расписания, например, компьютерные программы планирования задач или органайзеры.

  1. Определите длину расписания

Длина должна зависеть от потребностей и возможностей вашего ребенка. Некоторые способны пользоваться расписанием на весь день, в то время как другие будут испытывать перегрузку от слишком большого объема информации, и им нужно видеть лишь один или два символа предстоящих событий одновременно. Вы можете предположить, какое количество пунктов будет оптимальным для вашего ребенка, а потом модифицировать его по необходимости.

  1. Решите, какие подсказки вы будете использовать, чтобы побудить вашего ребенка использовать расписание

Вербальные инструкции и подсказки — это не самый эффективный способ обучения человека с аутизмом. Можно использовать визуальную поддержку, чтобы напомнить вашему ребенку, что пора свериться с его расписанием. Это особенно полезный инструмент в те периоды, когда ваш ребенок испытывает стресс, поскольку вербальные инструкции во время кризиса с большой вероятностью увеличат проблемное поведение. Если ваш ребёнок использует расписание из предметов, то вы сами являетесь визуальной подсказкой, когда даете ребенку предмет. Для расписания в картинках вы можете использовать изображение, символизирующее расписание, либо вы можете использовать фотографию самого расписания или ребенка.

  1. Учите пользоваться расписанием

Вам придется учить своего ребёнка пользоваться визуальным расписанием, как и любой другой новой концепции. Если человек плохо или мало понимает устную речь, то для обучения вы будете вкладывать предмет или картинку в руку ребенка и мягко физически подсказывать ему (стоя сзади), что нужно пойти в обозначенное место. Очень важно никогда не стоять перед ребёнком, когда вы ведете его в нужное место, так как иначе вы будете побуждать его полагаться на вас, а не смотреть на расписание.   

  1. Отслеживайте, что делает ваш ребенок

Как только ваш ребёнок начнет использовать свое расписание, отмечайте, начал ли он пользоваться им самостоятельно. Можно считать, что ваш ребёнок перешел к независимому использованию расписания, если он самостоятельно отправляется к расписанию, когда вы даете ему визуальную подсказку «проверь расписание», а затем использует следующий пункт расписания, чтобы самостоятельно приступить к следующему занятию.

  1. Вносите изменения в расписание по необходимости

Если вы учите расписание в течение пары недель, но не замечаете никакого прогресса в независимости ребёнка, то это признак того, что вам нужно модифицировать расписание. Например, вы можете уменьшить количество пунктов или заменить изображения на предметы.

  1. Будьте последовательны в размещении всех занятий и событий в визуальном расписании, особенно в тех случаях, когда происходит нечто неожиданное

Особенность людей с РАС в том, что они очень быстро привыкают к рутине и плохо переносят перемены. Это может привести к проблемному поведению. Используя расписание, вы можете продемонстрировать, какие изменения в привычном распорядке предстоят. Так вы научите своего ребёнка большей гибкости и принятию изменений, потому что они будут происходить в рамках знакомой рутины сверки с расписанием.

  1. По мере того как ваш ребенок растет и развивает новые навыки, вы можете решить изменить формат расписания

Избегайте соблазна полностью отказаться от расписания. Люди с аутизмом с большой вероятностью регрессируют обратно к чрезмерной зависимости или потере навыков, если вы попытаетесь уменьшить поддержку расписанием. Однако для большинства людей формат расписания надо будет менять по мере развития у них новых навыков.

 

Использованный источник:https://kras-rc.ru/UserFiles/File/distancion/defektolog/soveti_rod_det_s_ras.pdf

свернуть

РАЗВИТИЕ ИГРОВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

Сенсорными называются игры, цель которых — дать ребёнку новые чувственные ощущения:

зрительные (например, ребёнок видит яркие цве­та, их перетекание друг в друга, смешивание);

слуховые (ребёнок слышит разнообразные звуки, учится их различать);

тактильные (то, что ребёнок ощущает посредством прикосновений, ощупывания; соприкоснове­ния, объятия с другим человеком);               

двигательные (ощущения от движений тела в пространстве и ритма движений — ходьба, бег, танцы);

обонятельные (ребёнок вдыхает и учится разли­чать разнообразные запахи окружающего);

вкусовые (ребёнок пробует и учится различать на вкус разные продукты питания и блюда).

         Виды рекомендуемых сенсорных игр:

  • игры с красками
  • игры с водой
  • игры с мыльными пузырями
  • игры со свечами
  • игры со светом и тенями
  • игры со льдом
  • игры с крупами
  • игры с пластичными материалами (пластилином, тестом, глиной)
  • игры со звуками
  • игры с ритмами
  • игры с движениями и тактильными ощущениями

         В начале занятий с ребёнком главная задача проведе­ния сенсорных игр — установление эмоционального кон­такта между педагогом и ребёнком. Аутичному ребёнку требуется время, чтобы освоиться в новой ситуации общения, привык­нуть к педагогу. Проведение сенсорных игр позволяет завоевать доверие ребёнка, наладить с ним контакт.

         Рассмотрим процедуру формирования игрового навыка у ребёнка с аутистическими нарушениями на примере игры с крупами. Приготовим крупы: гречку, горох, манную крупу, фа­соль, рис (его можно окрасить пищевыми красителями).

Игра ПРЯЧЕМ РУЧКИ

         Насыпаем гречневую крупу в глубокую миску (сенсорный столик), опустим в неё руки и пошевелим пальцами, ощутим её структуру. Выражая удовольствие улыбкой и словами, предлагаем ребёнку присоединиться: «Где мои ручки? Спрятались. Давай и твои ручки спрячем. Пошевели пальчиками — так приятно! А теперь потри ладошки друг о друга — немножко колется, да?»

         Спрячем мелкие игрушки, зарывая их в крупу, а затем будем искать.                                             

         На следующих занятиях можно использовать другие крупы.

Игра  ПОКОРМИМ ПТИЧЕК

         В этой игре понадобятся гречневая или рисовая крупа и игрушечные фигурки птичек — это могут быть воробушки, курочки, уточки. «Вот прилетели к нам птички: пи-пи-пи! Птички просят покушать. Что птички кушают? Да, зёрнышки. Будем сыпать птичкам зёрнышки. Ку­шайте, птички, зёрнышки!»

Игра ПЕРЕСЫПАЕМ КРУПУ

         Пересыпаем крупу совочком, ложкой, стаканчиком из одной ёмкости в другую. Пересыпаем крупу в руках, обращая внимание ребёнка на извлекаемый при этом звук.

Игра ДОЖДЬ, ГРАД                                              

         Ребёнок может захотеть рассыпать крупу. Можно позволить ребёнку сделать это, контролируя его действия. Пусть рассыпающаяся крупа станет «дождём» или «градом». По рассыпанной по полу крупе можно походить в носочках или босиком. В завершение такой игры организуем уборку.

Игра  РАЗЛОЖИ ПО ТАРЕЛОЧКАМ

         Перемешать в мисочке немного фасоли и гороха. За­тем просим ребёнка разделить горох и фасоль и раз­ложить по отдельным тарелочкам: «Смотри, горошинки и фасоль перемешались. Давай разложим горошин­ки на эту тарелочку, а фасоль на эту».

         Играя с ребёнком в такие игры, учим его радо­ваться и радуемся вместе с ним. Внутренний мир ре­бёнка с аутистическими нарушениями часто окрашен мрачными тонами страха и дискомфорта или одиночества, отстра­нённости от людей. Такие игры позволяют наполнить его мир светлыми красками уверенности и радости, это может стать движущей силой, побуждающей ребёнка на более активное исследование окружающего мира. При этом в педагоге он станет видеть помощника и союзника.

      Если это произойдет, то следующим этапом работы с аутичным ребёнком станет обучение различным формам взаимодействия, расширение его представлений о мире, постепенный отход от узких стереотипов поведения, организация проживания самых разнообразных ситуа­ций и вариантов одной и той же ситуации. В данном случае возможны следующие варианты развития игрового навыка:  использование разнообразных материалов, внесение элементов сюжетно-ролевой игры, наблюдения за явлениями окружающей жизни и т.д.

      Итак, проведение сенсорных игр решает следующие задачи:                                      

переживание приятных эмоций, что положительно сказывается на настроении и поведении ребёнка;

возникновение эмоционального контакта со взрослым, появление в жизни ребёнка человека, который понимает его;

получение ребёнком новой сенсорной информа­ции, что важно для расширения его представлений об окружающем мире;                             

внесение в игру новых социальных смыслов по­средством введения сюжетов, что в целом приближает ребёнка к миру людей, даёт новые представления о со­циальных взаимоотношениях.

 

Использованный источник:

Янушко Е.А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия.— М.: Теровипф, 2004.— 136 с.

 

свернуть

ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ЧЕЛОВЕКА С СИНДРОМОМ ДАУНА

Впервые международный день человека с синдромом Дауна отмечался 21 марта 2006 года.

Кто является создателем Всемирного дня человека с синдромом Дауна?

Инициатором создания Всемирного дня людей с синдромом Дауна стал женевский врач Стилианос Э. Антонараки. Он предложил эту идею в 2006 году.

С 2012 года Всемирный день человека с синдромом Дауна проходит под эгидой ООН.

Почему была выбрана дата 21 марта?

В дате 21 марта, которая была выбрана для Всемирного дня человека с синдромом Дауна, заложена символическая ссылка на определяющую черту синдрома Дауна. А именно тройное присутствие 21‑й хромосомы.

 (В 21‑й день третьего месяца каждого календарного года).

В чем ценность Всемирного дня человека с синдромом Дауна?

Этот день 21 марта всегда проходит с проведением различных мероприятий, направленных на повышение осведомленности общественности о синдроме Дауна и сосредоточение на положительном восприятии людей с такими особенностями.

С 2010 года проводится вручение так называемой Всемирной премии  «Люди с синдромом Дауна. Право на будущее», которая, помимо научной и медицинской приверженности,ежегодно отмечает волонтерскую работу по этой теме. Особенностью этих премий является присутствие среди победителей и людей с синдромом Дауна. Так, первым лауреатом этой награды стал учитель испанского языка и актер Пабло Пинеда. Именно он стал первым европейцем с синдромом Дауна, который окончил университет.

 

Информация сайта https://aussiedlerbote.de/2022/03/21-marta-mezhdunarodnyj-den-cheloveka-s-sindromom-dauna/

свернуть

ДЕСЯТЬ  ФАКТОВ  ОБ  АУТИЗМЕ

 

 

Расстройства аутистического спектра – на сегодняшний день самая

часто встречающаяся группа нарушений развития. Это отклонение в психическом развитии ребёнка, главным проявлением которого является нарушение общения его с окружающим миром. Причины возникновения аутизма разнообразны. И сейчас количество детей с этим диагнозом постоянно растет. Несмотря на то, что дети с аутизмом по-другому воспринимают мир, им очень важно находиться рядом со своими сверстниками и общаться с ними. Мало того, ученые выявили, что и «нормальным» детям не менее важно общаться с детьми «особенными». Это учит их сочувствовать и смотреть на ситуацию с разных точек зрения.          1. Аутизм – это один из видов инвалидности или ограниченных возможностей здоровья. Это означает, что у человека отсутствуют какие-то конкретные способности, но, в целом, он ничуть не хуже других. Он может быть очень умен и талантлив. Мы привыкли к тому, что инвалидность, обычно, заметна – человек не может ходить, видеть, или слышать. При аутизме же человек выглядит совершенно обычно, но его мозг работает не так, как у остальных. Ему гораздо сложнее коммуницировать с окружающим миром – говорить, понимать услышанное от других людей, общаться и заводить друзей.

  1. Человек с аутизмом видит мир не так, как все остальные. Он иначе воспринимает практически все: звуки, цвета, запахи или прикосновения. Совершенно обычные для нас вещи – например, шум улицы на заднем фоне, для аутиста могут быть столь сильными стимулами, как, например, вой сирены. Человек с аутизмом может не переносить, когда к нему прикасаются. Или слишком сильно реагировать на запахи, которые другим кажутся совсем слабыми. Поэтому не надо удивляться, если ребенок с аутизмом испугался резкого звука, или если он носит беруши, специальные наушники или тёмные очки – это может быть ему необходимо. С другой стороны, именно благодаря своей особой чувствительности многие люди с аутизмом воспринимают мир ярче, чем другие. И это, к примеру, может выражаться в творчестве.         3. Некоторые дети с аутизмом не говорят, или говорят совсем мало, но это не значит, что они ничего не понимают. На самом деле они все воспринимают, но не могут отреагировать на это словами.         4. У детей с аутизмом, которым сложно разговаривать, могут быть свои способы общения. Они, например, показывают на предметы рукой, используют специальные жесты (подобно глухонемым и слабослышащим), а также люди с аутизмом могут общаться специальными карточками с картинками или напечатанными словами. Если человек общается не так, как вы, привыкли, это не значит, что он глупый. Можно проявить терпение и понять, что ему нужно.         5. Дети с аутизмом могут делать странные движения или издавать необычные звуки. Например, некоторые постоянно качаются взад-вперед, трясут кистями рук, мотают головой или постукивают ногами. Таких движений не надо бояться. Они случаются непроизвольно, и, очень часто, они доставляют человеку с аутизмом удовольствие. Многим такие движения помогают успокоиться или лучше думать, а иногда странные движения руками значат, что человек просто счастлив или чему-то рад.         6. Если некоторые дети с аутизмом почти не говорят, то другие могут рассказывать без умолку про то, что им интересно. У детей с аутизмом могут быть совершенно любые увлечения: поезда, космос, животные, открытки или компьютеры. У всех бывают любимые темы, но интерес к чему-то может быть просто безграничным. И если разговор перешел на эту тему, и вам кажется, что собеседник говорит слишком много, то просто расскажите ему об этом – скорее всего, он просто не понимает, что его главное увлечение вас не интересует.          7. Вы замечали, что когда люди разговаривают, то они непроизвольно начинают смотреть друг на друга и заглядывают друг другу в глаза? Людям с ауизмом такой взгляд может казаться пугающим и неприятным. А некоторые не способны одновременно смотреть в глаза своему собеседнику и воспринимать его речь. Поэтому, если человек с аутизмом на вас не смотрит, то это не значит, что он обижен, не хочет с вами общаться или не слышит вас. Возможно, он как раз очень внимательно вас слушает.         8. Людям с аутизмом бывает очень трудно понять ваши чувства по выражению лица и другим привычным нам признакам. В разговоре они уделяют внимание лишь словам, и часто понимают эти слова буквально. Поэтому общаться с аутистами лучше максимально прямо – без шуток и подначивания. Иначе они могут просто вас не понять.         9. Вам самим может быть сложно понять, что чувствует человек с аутизмом. При аутизме эмоции совсем иначе выражаются в голосе или на лице. Но если у человека замершее выражение лица и монотонный голос, то это не значит, что он ничего не чувствует! Если вы не понимаете, как человек с аутизмом к чему-либо относится, то просто спросите его напрямую.         10. Иногда может показаться, что аутичный человек совсем не интересуется другими, но это не так. Аутистам, как и всем нам, важны общение и друзья. Аутисты часто не знают, как начать общение, как завести знакомство, и, в итоге, могут просто показаться невежливыми, или наоборот – сторонятся своих сверстников. Поэтому очень здорово, если вы первыми предложите аутисту общение. И в его лице вы, скорее всего, сможете найти человека, который будет очень ценить вашу дружбу.

         Ну и главное, что нужно помнить – все люди разные, и у каждого бывают свои «странности», все зависит лишь от того, что мы называем нормой. И если мы научимся принимать тех, кто отличается от нас, наша жизнь станет ярче и богаче.

Использованные источники:

  1. Богдашина, О.Б. Особенности сенсорного восприятия при аутизме: введение в проблему / Пер. с англ. Т. Сафронова, А. Недомовная, М. Шахтарин // Сибирский вестник специального образования. - 2012. - № 2.
  2. Фурманов, И. А. Психология депривированного ребенка - Москва: Владос, 2014. - 319 с.
    1. - 319 с.
свернуть

2 АПРЕЛЯ – ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ О ПРОБЛЕМЕ АУТИЗМА

Всемирный День распространения информации о проблеме аутизма (World Autism Awareness Day) установлен резолюцией Генеральной ассамблеи ООН и отмечается, начиная с 2008 года, ежегодно 2 апреля. Цель этой даты – подчеркнуть необходимость помощи людям с расстройствами аутистического спектра и повышать уровень их жизни.

         Что на сегодняшний день мы знаем про аутизм?

         Согласно принятой в Республике Беларусь Международной классификации болезней 10-го пересмотра (МКБ-10), детский аутизм – это общее расстройство психического развития, при котором отмечаются качественные нарушения коммуникации и социального взаимодействия, ограниченные, повторяющиеся и стереотипные формы поведения и активности.

         Аутизм – это нарушение развития нервной системы, которое проявляется в течение первых трех лет жизни. Это заболевание диагностируется при наличии трёх симптомов: недостатка социального взаимодействия, нарушенной взаимной коммуникации, ограниченности интересов и повторяющегося репертуара поведения.

На что родителям необходимо обратить внимание в раннем возрасте:

  • безразличие к голосу (отсутствие общения с матерью, интереса к людям, равнодушие к голосу и к лицу матери, отсутствие улыбки при виде человеческого лица) – эти особенности проявляются уже в первое полугодие жизни;
  • отсутствие сосредоточенного взгляда («скользящий, отсутствующий взгляд»), отсутствие указательного жеста и совместного внимания. Обычно развивающийся ребенок, начиная с возраста 9-14 месяцев, сосредоточившись на каком-либо предмете, пытается взглядом, указательным жестом, вокализацией привлечь внимание другого человека к этому же предмету;
  • наличие стереотипных движений руками и пальцами;
  • отсутствие игры «понарошку», в которой предметы используются так, как если бы они имели другие свойства или другие характеристики. Такая игра в норме появляется в возрасте 12-15 месяцев. Аутичные же дети манипулируют предметами, не проявляя интереса к их назначению;
  • особенности речевого развития (задержка речевого развития, необычная речь).

         Дошкольный возраст - это период наиболее выраженных, «классических» проявлений детского аутизма. Ребёнок уже сформировал способы аутистической защиты от вмешательства в его жизнь. К трём годам окончательно складываются и основные черты разных групп синдрома: глубокая отрешенность, негативизм, поглощенность странными впечатлениями, экстремальные трудности организации взаимодействия и жёсткая стереотипность (стремление отстоять неизменность в окружающем, собственные стереотипные действия).

         Ошибочное суждение об аутичных детях, это представление о  том, что аутичный ребёнок не нуждается в общении, это одиночка, он сидит в углу, погруженный в свои фантазии, живёт в своём собственном особенном мире, погружен в свои фантазии и ни в ком не нуждается. Это совсем не так. Дело не в том, что ребёнок не хочет общаться, а в том, что он не умеет общаться. В основе всего заболевания лежит проблема формирования социальных навыков, то есть проблема, связанная со сферой взаимодействия.

         Вечером 2 апреля многие памятники архитектуры в разных городах мира предстают в непривычном, фантастическом освещении. Это происходит в знак поддержки людей с аутизмом. Великие пирамиды в Гизе (Египет), оперный театр в Сиднее (Австралия), статуя Христа Искупителя в Рио-де-Жанейро (Бразилия), небоскребы в Нью-Йорке (США), Пизанская башня (Италия) и другие достопримечательности подсвечивают синим в знак солидарности с людьми с аутизмом.

Как поддержать детей с аутизмом 2 апреля?

         Пять способов это сделать:

  • 2-го апреля надеть что-то из одежды или аксессуаров голубого или синего цветов;
  • Сфотографироваться и опубликовать фото на своей странице в соцсетях с хэштегом #2апреля #зажгисиним
  • Подсветить свою аватарку в социальных сетях голубым цветом с помощью приложения;
  • Поддержать организации, которые помогают детям с аутизмом и их семьям;
  • Распространить информацию про аутизм любым доступным способом (буклеты, статьи, информационные стенды).
свернуть
поделиться в: