Педагогический проект
О педагогическом проекте.
Тема педагогического проекта:
«Формирование у детей дошкольного возраста представлений о скульптурно-архитектурных объектах и сооружениях, посвященных событиям Великой Отечественной войны и Великой Победе, посредством использования в образовательном процессе информационно-коммуникационных технологий»;
Сроки реализации педагогического проекта: 2024 г. – 2027г.
Руководитель педагогического проекта: Пекная Ольга Андреевна, заместитель заведующего по основной деятельности;
Участники педагогического процесса: Судник Людмила Федоровна, воспитатель дошкольного образования, Мацко Инга Николаевна, воспитатель дошкольного образования, Мухоедова Маргарита Игоревна, воспитатель дошкольного образования, Окулевич Виолетта Дмитриевна, музыкальный руководитель, Дамуть Эмма Михайловна, педагог-психолог, воспитанники средней, старшей групп в количестве на 01.09.2024.
Актуальность педагогического проекта
Память о Великой Отечественной войне – это важное составляющее чувства патриотизма, воспитанию которого наше государство уделяет очень много внимания. В Программе непрерывного воспитания детей и учащихся молодежи на 2021–2025 гг. одним из ожидаемых результатов гражданского и патриотического воспитания является осознание обучающимися ответственности за судьбу страны, гордости за сопричастность к деяниям своих предков, понимание важности сохранения исторической памяти (особенно о событиях Великой Отечественной войны, жертвах и героизме соотечественников).
К сожалению, свидетелей и участников Великой Отечественной войны, остается все меньше, но память о них увековечена. По всей Беларуси возведены мемориалы, посвященные трагическим событиям и Великой Победе. Они помогают нам сохранить память о погибших и передать историю будущим поколениям, являются связующим звеном времени и служат наглядным свидетельством мужества и героизма нашего народа.
В современном мире, когда происходит беспрецедентное «переписывание» истории, каждый, даже самый неприметный памятник, посвященный Великой Отечественной войне, играет огромную роль в формировании чувства патриотизма, так как несет в себе символ подвига, героической истории нашего народа.
Становление ценностных ориентиров личности происходит в течение всей жизни, но наиболее восприимчивым к освоению прошлого народа является дошкольный возраст, поэтому так важно для человека сделать свои первые шаги на пути знакомства с историей родной страны в этом возрасте. Ознакомление со скульптурно-архитектурными объектами и сооружениями, посвященными событиям Великой Отечественной войны, предусмотрено содержанием учебной программы дошкольного образования (образовательный компонент «Основы гражданско-патриотической культуры») в старшей группе с воспитанниками от 5 до 7 лет. Позволяет сформировать уважительное отношение к героическому прошлому своего народа, к истории своей страны, а также содействует воспитанию чувства патриотизма и любви к Родине.
Вместе с тем, как показывает практика работы, воспитатели дошкольного образования испытывают затруднения в подаче детям дошкольного возраста сложной информации о скульптурно-архитектурных объектах и сооружениях, посвященных событиям Великой Отечественной войны. Детям дошкольного возраста достаточно сложно целостно воспринимать скульптурно-архитектурные объекты, особенно те, которые расположены в другой местности. Использование информационно-коммуникационных технологий на наш взгляд облегчит восприятие нового материала, позволит активизировать познавательный интерес, связать полученную информацию в целостную картину о том или ином явлении, объекте; обеспечит получение в доступной для воспитанников форме знаний о мемориальных и историко-культурных комплексах, возведенных на территории нашей страны.
Цель педагогического проекта: создание условий для формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о скульптурно-архитектурных объектах и сооружениях, посвященных событиям Великой Отечественной войны и Великой Победе, посредством использования в образовательном процессе информационно-коммуникационных технологий.
Задачи педагогического проекта:
- организовать психолого-педагогическое, организационно-методическое, учебно-методическое сопровождение проектной деятельности;
- определить содержание и обеспечить условия для формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о скульптурно-архитектурных объектах и сооружениях, посвященных событиям Великой Отечественной войны и Великой Победе;
- повысить уровень профессиональной компетентности педагогических кадров в рамках темы педагогического проекта;
- организовать деятельность участников проекта по разработке и применению в образовательном процессе интерактивной карты «По дорогам войны к Великой Победе» и методических рекомендаций по ее использованию в образовательном процессе;
- разработать цикл мероприятий по формированию представлений у детей о подвигах и героизме наших соотечественников во время ВОВ с включением информации о скульптурно-архитектурных объектах и сооружениях, посвященных событиям Великой Отечественной войны и Великой Победе;
- вовлечь родителей в образовательную деятельность посредством участия в мероприятиях педагогического проекта;
- обобщить опыт реализации проекта, предоставить итоги реализации педагогического проекта на официальном сайте учреждения образования, в средствах массовой информации, в ходе мероприятий районного и областного уровня.
Программа педагогического проекта
|
Программа реализации педагогического проекта «Формирование у детей дошкольного возраста представлений о скульптурно-архитектурных объектах и сооружениях, посвященных событиям Великой Отечественной войны и Великой Победе, посредством использования в образовательном процессе информационно-коммуникационных технологий» Сроки реализации: 2024 – 2027 гг.
Первый этап: подготовительный (сентябрь 2024 – август 2025) Цель: обеспечение организационно-управленческих условий для реализации педагогического проекта. |
||||||
|
Содержание работы |
Организационно-управленческое, информационное, методическое обеспечение работы |
Самоконтроль (формы, сроки) |
Прогнозируемые результаты |
|
||
|
с педагогами |
с воспитанниками |
|
||||
1. |
Диагностика педагогического коллектива на предмет выявления готовности к реализации педагогического проекта |
|
Разработка диагностического инструментария |
Анкетирование, анализ, диагностика, самодиагностика, тесты Сентябрь 2024 |
Состав участников проекта готов к реализации проекта. |
|
|
2 |
Организационно-подготовительные мероприятия. Создание творческой группы, распределение обязанностей |
|
Оформление локальных нормативных актов для организации работы по проекту. Создание тематической вкладки педагогического проекта на сайте учреждения образования |
Сентябрь 2024 |
Педагогический проект-часть образовательного процесса в учреждении; создана и постоянно пополняется тематическая вкладка на сайте учреждения |
|
|
3 |
Изучение и анализ психолого-педагогической, программно-методической литературы |
|
Научно-методическое обеспечение деятельности проекта
|
Октябрь, ноябрь 2024 |
Подобрана литература по теме педагогического проекта |
|
|
4 |
Организация и проведение постоянно-действующего семинара для педагогов «Молчаливые свидетели истории»
|
|
Систематическое взаимодействие с педагогами в рамках темы педагогического проекта |
Ноябрь 2024 Март 2025 Май 2025 |
Профессиональный рост участников проекта |
|
|
5 |
Привлечение родителей воспитанников к сбору материалов для разработки видеотек, презентаций, онлайн-экскурсий, наглядностей по теме проекта. |
|
Создание необходимых условий для реализации проекта |
Ноябрь 2024 – август 2025 |
Вовлеченность родителей в образовательный процесс |
|
|
6 |
Практикум «Создание интерактивных игр в программе PowerPoint и Learning Apps» |
|
Разработка практикума «Создание игр в PowerPoint и Learning Apps», подготовка рекомендаций по итогам мероприятий |
Декабрь 2024 |
Педагоги владеют знаниями по созданию интерактивных игр. |
|
|
7 |
Подготовка и систематизация материалов (онлайн-экскурсии, презентации, художественное слово) для создания интерактивной карты «По дорогам войны к Великой Победе» |
|
Разработка макета интерактивной карты «По дорогам войны к Великой Победе» |
Ноябрь 2024 – март 2025 |
Создана интерактивная карта для использования в образовательном процессе с воспитанниками |
|
|
8 |
Практикум «Создание видеопрезентаций в PowerPoint»
|
|
Разработка практикума «Создание видеопрезентаций PowerPoint», подготовка рекомендаций по итогам мероприятия |
Январь 2025 |
Педагоги владеют знаниями по созданию видеопрезентаций. |
|
|
9 |
Подбор наглядностей, иллюстраций, фотографий, разработка цикла бесед, конспектов занятий по теме проекта, мнемо-таблиц для рассказывания по теме «Скульптурно-архитектурные памятники и сооружения, посвященные ВОВ и Великой Победе» |
|
Систематизированные материалы для реализации педагогического проекта |
Октябрь-август 2025 |
Подготовлены методические и наглядные материалы для работы с воспитанниками |
|
|
10 |
Составление перечня архитектурных памятников и сооружений, посвященных ВОВ и Великой Победе для ознакомления детей старшего дошкольного возраста |
|
|
|
|
|
|
11 |
Составление познавательной информации о сооружениях, посвященных ВОВ и Великой Победе, доступной для восприятия детям старшего дошкольного возраста |
|
|
|
|
|
|
12 |
Разработка интерактивных игр, упражнений для детей старшего дошкольного возраста |
|
|
|
|
|
|
13 |
Разработка содержания диагностической беседы, диагностического игрового задания для детей
|
Изучение уровня сформированности представлений у воспитанников о скульптурно-архитектурных объектах и сооружениях, посвященных событиям Великой Отечественной войны и Великой Победе
|
|
Диагностическая беседа, диагностическое игровое задание Август 2025 г. |
Результаты диагностики |
|
|
14 |
|
|
Составление промежуточного отчета |
|
Промежуточный отчет |
|
|
Второй этап: внедренческий (сентябрь 2025 – август 2026)
Цель: организация и осуществление образовательного процесса в соответствии с моделью формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о скульптурно-архитектурных объектах и сооружениях, посвященных событиям Великой Отечественной войны и Великой Победе, посредством использования в образовательном процессе информационно-коммуникационных технологий.
|
Содержание работы |
Организационно-управленческое, информационное, методическое обеспечение работы |
Самоконтроль (формы, сроки) |
Прогнозируемые результаты |
|
|
с педагогами |
с воспитанниками |
|||
1. |
Организация методического сопровождения участников проекта (консультации, семинары, практикумы) |
|
Оказание информационной, образовательной, методической поддержки педагогического проекта |
Не реже одного раза в месяц |
Профессиональный рост педагогов. Непрерывность реализации педагогического проекта |
2 |
Апробирование, мониторинг, корректировка методического материала |
Занятия, экскурсии, нерегламентированные виды деятельности, праздники, совместные мероприятия с родителями |
Организация деятельности с участниками педагогического проекта в рамках плана проекта |
Сентябрь, 2025 – август 2026 Мониторинг хода выполнения проекта, проведение коррекции, внесения необходимых изменений |
Реализация плана работы педагогического проекта |
3 |
Презентация педагогических находок, взаимопосещение с целью обмена опытом между участниками проекта |
|
Создание условий для повышения квалификации педагогов в осуществлении деятельности по реализации педагогического проекта. |
Сентябрь 2025 – август 2026 Открытые просмотры |
Повышения квалификации педагогов в осуществлении деятельности по реализации педагогического проекта. |
4 |
Разработка маршрутов выходного дня по посещению скульптурно-архитектурных объектов, посвященных событиям Великой Отечественной войны и Великой Победе |
Совместные с родителями экскурсии по разработанным маршрутам |
Разработка памяток, рекомендаций по маршруту
|
Сентябрь 2025 - август 2027 |
Фото и видео материалы по итогам посещений «Маршрутов выходного дня» |
5 |
Проведение рефлексии по результатам реализации педагогического проекта |
|
Организация обратной связи с педагогами. |
Не реже одного раза в месяц |
Определен уровень успешности и источники неудач при реализации педагогического проекта
|
6 |
Освещение хода реализации проекта на сайте учреждения образования, в СМИ. |
|
Популяризация идей педагогического проекта. |
Согласно календарному плану реализации педагогического проекта |
Трансляция опыта педагогического проекта. |
7 |
|
|
Составление промежуточного отчета |
|
Промежуточный отчет |
Третий этап: рефлексивный (оценочный) (сентябрь 2026–май 2027) Цель: обобщение результатов педагогического проекта. |
|
||||||||||
|
|
Содержание работы |
Информационное, методическое обеспечение работы |
Самоконтроль (формы, сроки) |
Прогнозируемые результаты |
|
|||||
|
|
с педагогами |
с воспитанниками |
|
|||||||
1
|
Подготовка итогового отчёта о реализации педагогического проекта.
|
Наблюдения, беседы |
Систематизация, анализ и обобщение результатов реализации педагогического проекта в соответствии с критериями и показателями ее эффективности.
|
Мониторинг процесса и итоговых результатов проектной деятельности март–май 2027 |
Оформлен отчет о реализации педагогического проекта за 2024–2027 гг.
|
|
|||||
2 |
Оформление продуктов реализации педагогического проекта в единую систему, подготовка методических рекомендаций по вопросам использования в образовательном процессе учреждения |
|
Оформление материалов, накопленных в процессе реализации педагогического процесса |
Март–май 2027 |
Визуализация хода и итогов реализации педагогического проекта |
|
|||||
3 |
Трансляция результатов педагогического проекта |
|
Организация и обеспечение трансляции результатов педагогического проекта в СМИ, на мероприятиях районного уровня
|
Мониторинг публикаций участников педагогического проекта Сентябрь 2026 г. – апрель 2027 г. |
Демонстрация, распространение накопленного опыта |
|
|||||
4 |
Презентация результатов реализации педагогического проекта в ГУО «Минский областной институт развития образования» |
|
Разработка концепции выставки и презентации результатов работы |
Май 2027 |
Презентационные и выставочные материалы |
|
|||||
|
|
УТВЕРЖДАЮ Заведующий государственного учреждения образования «Дошкольный центр развития ребенка г. Вилейки» ___________ Т.А.Колядова « » сентября 2024г. |
Календарный план на 2024/2025 учебный год
Календарный план реализации педагогического проекта
«Формирование у детей дошкольного возраста представлений о скульптурно-архитектурных объектах и сооружениях, посвященных событиям Великой Отечественной войны и Великой Победе,
посредством использования в образовательном процессе
информационно-коммуникационных технологий»
на 2024/2025 учебный год
№ п/п |
Мероприятия |
Сроки |
Ответственный |
1 |
Издание приказа об организации деятельности по реализации педагогического проекта, определении состава творческой группы педагогов |
Сентябрь 2024 |
Колядова Т.А., заведующий |
2 |
Инструктивно-методическое совещание по изучению нормативных правовых документов, регламентирующих проектную деятельность. Разработка локальных нормативных документов |
Сентябрь 2024 |
Колядова Т.А., заведующий |
3 |
Изучение материалов в периодической печати, материалов сети Интернет, тематической литературы, создание аннотированного списка литературы по теме проекта |
Октябрь – ноябрь 2024 |
Педагогические работники – участники педагогического проекта |
4 |
Подбор научно-методических, диагностических и дидактических материалов, необходимых для реализации проектной деятельности |
Сентябрь-ноябрь 2024 |
Пекная О.А., заместитель заведующего по основной деятельности |
5 |
Составление перечня архитектурных памятников и сооружений, посвященных ВОВ и Великой Победе для ознакомления детей старшего дошкольного возраста Разработка методических материалов (видеотек, презентаций, онлайн-экскурсий, цикла бесед, стихотворений; подбор наглядностей, иллюстраций, фотографий, разработка мнемо-таблиц для рассказывания по теме «Скульптурно-архитектурные памятники и сооружения, посвященные ВОВ и Великой Победе»)
|
Октябрь, 2024 – август 2025 |
Пекная О.А., заместитель заведующего по основной деятельности, педагогические работники - участники педагогического проекта |
6 |
Составление познавательной информации о сооружениях, посвященных ВОВ и Великой Победе, доступной для восприятия детям старшего дошкольного возраста |
Октябрь, 2024 – март 2025 |
Пекная О.А., заместитель заведующего по основной деятельности, педагогические работники - участники педагогического проекта |
7 |
Повышение квалификации педагогических работников, участников реализации педагогического проекта |
На протяжении года |
Колядова Т.А., заведующий |
8 |
Привлечение родителей воспитанников к сбору материалов для разработки видеотек, презентаций, онлайн-экскурсий, наглядностей по теме проекта |
На протяжении года |
Пекная О.А., заместитель заведующего по основной деятельности, педагогические работники |
9 |
Диагностика уровня профессиональной культуры, потребностей и затруднений участников педагогического проекта |
Сентябрь 2024, апрель 2025 |
Пекная О.А., заместитель заведующего по основной деятельности
|
10 |
Консультация для педагогов «Знакомство воспитанников со скульптурно-архитектурными объектами и сооружениями, посвященными событиям Великой Отечественной войны и Великой Победе» |
Октябрь 2024 |
Пекная О.А., заместитель заведующего по основной деятельности |
11 |
Семинар-практикум для педагогов на тему: «Информационно-коммуникационные технологии в работе с воспитанниками дошкольного возраста» |
Ноябрь 2024 |
Пекная О.А., заместитель заведующего по основной деятельности |
12 |
Консультация для педагогов по содержанию проектной деятельности «Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе формирования у воспитанников представлений о скульптурно-архитектурных объектах и сооружениях, посвященных событиям Великой Отечественной войны и Великой Победе» Методический практикум по созданию видеопрезентаций в программе PowerPoint. |
Декабрь 2024 |
Пекная О.А., заместитель заведующего по основной деятельности |
13 |
Методический практикум по созданию видеопрезентаций в программе PowerPoint.
|
Январь 2025 |
Пекная О.А., заместитель заведующего по основной деятельности |
14 |
Создание интерактивной карты «Скульптурно-архитектурные объекты и сооружения, посвященные событиям Великой Отечественной войны и Великой Победе на карте Беларуси» Разработка интерактивных игр, упражнений для детей старшего дошкольного возраста
|
Октябрь 2024 –март 2025 |
Колядова Т.А., заведующий Пекная О.А., заместитель заведующего по основной деятельности, педагогические работники – участники педагогического проекта |
15 |
Рассмотрение вопроса деятельности учреждения по педагогическому проекту на педагогических советах |
Ноябрь 2024, февраль 2025 |
Колядова Т.А., заведующий Пекная О.А., заместитель заведующего по основной деятельности |
16 |
Проведение мониторинга процесса и промежуточных результатов проектной деятельности |
На протяжении года |
Колядова Т.А., заведующий Пекная О.А., заместитель заведующего по основной деятельности |
17 |
Собеседование с педагогами по ведению документации педагогического проекта |
На протяжении года |
Пекная О.А., заместитель заведующего по основной деятельности |
18 |
Размещение информации о реализации педагогического проекта на сайте учреждения |
На протяжении года |
Пекная О.А., заместитель заведующего по основной деятельности |
19 |
Анализ реализации педагогического проекта, разработка практических рекомендаций для участников образовательного процесса по формированию у воспитанников представлений о скульптурно-архитектурных объектах и сооружениях, посвященных событиям Великой Отечественной войны и Великой Победе, посредством использования в образовательном процессе информационно-коммуникационных технологий |
Август 2025 |
Пекная О.А., заместитель заведующего по основной деятельности |
20 |
Подготовка отчетно-планирующей документации по итогам первого года реализации педагогического проекта |
Август 2025 |
Пекная О.А., заместитель заведующего по основной деятельности |
21 |
Составление календарного плана реализации педагогического проекта на 2025/2026 учебный год |
Август 2025 |
Колядова Т.А., заведующий Пекная О.А., заместитель заведующего по основной деятельности |