Для вас, родители!

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

 

            Позволит выработать качественные полноценные движения артикуляционного аппарата: укрепить мышечную систему языка, губ, щёк; увеличить амплитуду движений; подготовить к правильному произношению звуков. 

 

Информационный ресурс : https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/Дата доступа 23.10.2022

свернуть

БУДЕМ ГОВОРИТЬ ПРАВИЛЬНО!

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

          Период раннего детства является определяющим для становления речи. Не случайно психологи называют этот возрастной промежуток «годами чудес». Первые три года жизни ребенка — критический период для речевой функции: заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, ре­бёнок овладевает главными формами родного языка, накапливает значитель­ный словарный запас. Если в первые три года не уделить должное внимание речи ребёнка, то в дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное.

      Наиболее качественную помощь своим детям окажут те родители, которые постараются соблюдать следующие правила:

  • С первых дней жизни ребёнка должна окружать полноценная речевая среда. Старайтесь вашу повседневную деятельность сопровождать пра­вильной речью, называйте свои действия, предметы домашнего обихода, при этом почаще давайте малышу возможность видеть ваше лицо, наблю­дать за вашей артикуляцией.
  • Поощряйте любые попытки ребёнка заговорить: ваш малыш заговорит только тогда, когда вы захотите его слушать.
  • Говорите с ребёнком медленно, короткими и доступными фразами, не пе­реходите на «детский язык», не допускайте «ненормативной лексики».
  • Уделяйте ребёнку побольше времени; почаще будьте рядом с малышом, в пределах его досягаемости, берите на руки: телесный контакт жизненно необходим.
  • Каждый день читайте малышу; ни в коем случае не показывайте своей досады и нежелания, если ребенок попросит вас почитать; не раздражай­тесь, если придётся много раз читать одну и ту же книжку, которую ребёнок особенно полюбил; радуйтесь, что он уже книголюб и имеет собственные пристрастия.
  • Не поправляйте речь ребёнка, просто повторите ту же фразу правильно. Поощряйте любопытство, стремление задавать вопросы, для этого отве­чайте на каждый детский вопрос.
  • Не сравнивайте своего малыша с другими детьми.

Подводя итог, можно сказать следующее:

   Что бы Вы ни делали, к чему бы вы ни стремились — появление на свет вашего ребёнка -  это,  прежде всего, второе рождение вас самого. Окунитесь в мир детства так, как, по вашим представлениям, купается в нём ваш ребёнок. Спешите это сделать, иначе вы рискуете опоздать  на целую жизнь...

По  материалам сайта: https://ds19.brestgoo.gov.by/

 

свернуть

ИГРОВЫЕ ПРИЁМЫ ДЛЯ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ

Правильное дыхание - залог красивой речи, возможность управлять своим речевым аппаратом. Уже в дошкольном возрасте ребёнок должен уметь контролировать своё дыхание с тем, чтобы речь его "лилась" плавно, чтобы не разрушалась логика фразы. Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает правильное произношение звуков, слов, фраз.

ИГРОВЫЕ ПРИЁМЫ ДЛЯ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ

  1. Лёжа на спине, ребёнок делает вдох через нос, при этом надувая живот, как воздушный шарик. Можно положить руки на живот, игрушку, чтобы лучше ощущать, как он надувается. Выдох делается через рот. 
  2. Представьте, что вы заблудились в лесу. Чтобы найтись, нужно покричать «ауу», поворачивая голову в разные стороны. 
  3. Пчела. Представьте, что на руку или ногу села пчела. Пусть ребёнок изобразит её продолжительным звуком «ззз» или «жжж».
  4. Водолаз. Нужно вообразить погружение под воду и задержать дыхание, насколько это возможно. 
  5. Надуваем мыльные пузыри или воздушные шарики. 
  6. Часики. Встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперёд и назад, произносить «тик-так». (Повторять 10–12 раз) 
  7. Петух. Встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Поднять руки в стороны, а затем хлопнуть ими по бёдрам. Выдыхая, произносить «ку-ка-ре-ку». (Повторить 5–6 раз)    8. Летят мячи. Встать прямо, руки с мячом перед грудью. Бросить мяч от груди вперед. Выдыхая, произносить «у-х-х-х-х». (Повторить 5–6 раз)
  8.  Паровозик. Ходить по комнате, делая попеременные махи согнутыми в локтях руками и приговаривая «чух-чух-чух». (Повторять в течение 20–30 с.) 10. Насос. Встать прямо, ноги вместе, руки опущены. Вдох, затем наклон туловища в сторону — выдох, руки скользят вдоль туловища, при этом произносить «с-с-с-с-с». (Сделать 6–8 наклонов в каждую сторону)                                               

ПОСОБИЯ ДЛЯ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ СВОИМИ РУКАМИ

         Если специальные пособия для занятий дыхательной гимнастикой смастерить своими руками, это существенно облегчит занятия с детьми. Это могут быть картинки, к которым на ниточки привязаны отдельные элементы. 

         Например, картинка с цветами и привязанными бабочками. Пусть малыш подует на бабочку, чтобы она порхала с цветка на цветок. 

         Или нарисуйте солнце и привяжите маленькие тучки. Чтобы солнышко выглянуло, ребёнку нужно изобразить ветерок и сдуть тучки.

 

Использованный источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/igry-po-dyhatelnoy-gimnastike

свернуть

ОСНОВЫ  РАЗВИТИЯ  САМОРЕГУЛЯЦИИ  РЕБЁНКА

Саморегуляция – процесс управления человеком собственными психологическими и физиологическими состояниями, а также поступками. Развитие саморегуляции – одна из центральных линий развития детей дошкольного возраста.

Игра «Птицы, рыбы, звери»

Цель игры: развитие переключаемости ребёнка,  его крупной моторики, формирование общих представлений об окружающем мире.

Ход игры: Ребёнок идёт по комнате, в руках у него мяч. Взрослый называет любых птиц, или рыб, или животных. Если ребёнок слышит название рыбы, он кидает мяч об пол и ловит, если слышит название птицы, то кидает мяч вверх и ловит. Если ребёнок слышит название зверя, то кидает мяч вверх, делает хлопок и ловит мяч.

Игра «Секретное слово»

Цель игры: формирование самоконтроля, внимания.

Ход игры: Взрослый говорит ребёнку любое секретное слово, которое тот должен запомнить и во время чтения родителем рассказа, это секретное слово ребёнок «ловит» (хлопает в ладошки, например). Возможно введение нескольких секретных слов для усложнения с разными двигательными задачами («Слышишь первое слово – хлопаешь в ладошки, слышишь второе – топаешь ногами!»)

                  

Использованный источник: Веракса А. Н. Развитие саморегуляции у дошкольников. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,

2019 — 112 c.

свернуть

РАЗВИТИЕ МОТОРНОЙ ЛОВКОСТИ

 

  • Обогащайте словарный запас ребёнка

Рассказывайте ребёнку, что видите вокруг. Слушайте его вопросы и объясняйте непонятное.

  • Развивайте мелкую моторику

Раскрашивайте дома цветными карандашами раскраски, рисуйте.

Собирайте с ребёнком пазлы, мозаику, играйте с мелкими предметами.

  • Развивайте силу и длительность выдоха

Надувайте мыльные пузыри, воздушные шарики, сдувайте снежинки с варежек. Важно вдыхать носом и выдыхать ртом, не надувая щёк.

  • Развивайте речевой аппарат

Этому способствует пережёвывание твёрдой пищи (сырых овощей, фруктов, орехов).

  • Исправляйте неправильные формы слов, следите за правильностью окончаний
  • Развивайте моторную ловкость малыша

Используйте мячи (ребёнок берёт в руки мяч, держит правильную осанку, подбрасывает мяч вверх, затем ловит и т.п.), скакалку;  ходьбу с препятствием; изображаем аиста (который очень любит стоять на одной ноге).

Подробнее о развитии координации движений детей по возрастам:

 

свернуть

РЕБЁНОК ИДЁТ В  ПЕРВЫЙ  КЛАСС

 

 

         К моменту поступления в первый класс ребёнок должен уметь:  самостоятельно инициировать общение, вести разговор, ориентируясь на его задачу, внимательно слушать собеседника, правильно задавать вопрос и кратко или распространённо отвечать на него. Самостоятельно проявлять гибкость в поведении (подчиняться правилам, соответствовать ожиданиям, утверждать себя, не принижать других);

Ребёнку нужно знать:

Свои Ф. И. О., возраст, день рождения;

Адрес (Республика, город, улица);

Как зовут родителей, кем они работают.

Основные цвета;

Дни недели; Времена года; Месяцы;

Уметь определять и объяснять временную последовательность смены суток («вчера», «сегодня», «завтра»), событий «сначала – потом»;

Уметь ориентироваться на себе (уметь показать правый глаз, правую руку и т.д.), листе бумаги, определять положения изображений на листе бумаги, опираясь на следующие ориентиры: центр, правый и левый верхние углы, правый и левый нижние углы;

Образовывать видовые и родовые понятия (посуда, мебель, одежда, обувь, головные уборы, постельные принадлежности, транспорт, домашние животные, дикие животные и их детёныши, овощи, фрукты); осуществлять их дифференциацию (тарелка глубокая и мелкая; транспорт – наземный, подземный, воздушный, водный; одежда – зимняя, летняя, демисезонная; посуда – кухонная, столовая, чайная). Знать зимующих и перелётных птиц,  соотносить состояние животных с сезонными изменениями в неживой природе.

Знать основные профессии людей;

Прямой и обратный счет: от 0-10 и от 10 – 0;

Знать понятия «больше - меньше, поровну», «большой – маленький», «высокий - низкий», «широкий - узкий»;

Знать основные геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник;

Уметь соотносить цифру и число предметов;

Ориентироваться на бумаге в клеточку – уметь писать графический диктант (одна клетка вправо, одна клетка влево и т.д.).

Ребёнок должен уметь:

Пересказывать простое услышанное произведение;

Рассказывать по картинке (не отдельными словами, а составлять рассказ по картинке);

Отвечать на поставленные вопросы;

Делать какое-либо задание по образцу;

Иметь достаточный словарный запас;

Согласовывать слова в роде, числе и падеже;

Строить различные по конструкции предложения (сложносочиненные, сложноподчиненные);

Свободно пользоваться монологической речью (рассказать о пережитых событиях, пересказать содержание сказки, описать окружающие предметы, раскрыть содержание картины);

Связно и последовательно пересказывать литературные произведения (сказки, рассказы), выразительно передавать диалоги действующих лиц, пересказывать произведения по ролям, по частям;

Сочинять сюжетные рассказы по картине, из опыта, серии картин;

Запоминать до 10 увиденных картинок;

Находить лишнюю картинку или слово; Уметь отгадывать загадки.

Для успешного овладения навыком чтения:

нужно уметь определять последовательность звуков в слове, элементарно осознавать смыслоразличительную роль звука (мак – рак, дом – дым, лев – лес); иметь представление о гласных и согласных, твёрдых и мягких согласных звуках.

Для навыков письма:

Обводить картинки по контуру; Правильно держать ручку  (карандаш) в руке;

Копировать геометрическую фигуру по клеточкам.

Что касается звукопроизношения и развитой речи,  к началу школьного обучения ребёнку необходимо:

Чисто и правильно произносить все звуки родного языка;

Различать на слух и в произношении близкие в акустическом и артикуляционном отношении согласные звуки (свистящие, сонорные, шипящие; твердые и мягкие: [р] – [р’], [л] – [л’], [с] – [с’] и т. д.; звонкие и глухие: [д] – [т], [б] – [п] и т. д.;

Подбирать слова с заданным звуком, близкие по звучанию слова;

Различать, сравнивать, анализировать: громкость голоса, темп речи, интонацию;  Анализировать простые трехзвуковые слова, определяя место звука в слове, гласные и согласные звуки.

            Ребёнок должен уметь общаться, не бояться задавать вопросы, если ему что-то не понятно, и не теряться, когда вопрос задают ему. Уважаемые взрослые! Позаботьтесь и о том, чтобы ваш малыш знал основные правила поведения в обществе и нормы этикета.

 

            Источник: Учебная программа дошкольного образования для учреждений дошкольного образования с русским языком обучения и воспитания, утверждённая постановлением Министерства образования Республики Беларусь 04.08.2022 № 229

свернуть

РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА НА ЛЕТО

 

         Уважаемые взрослые! Наступает лето - пора отпусков, детского отдыха. Это время возможности качественного рывка в развитии вашего ребёнка.  Как же взять максимум от лета, правильно организовать отдых дошкольника?

            1. Проводить много времени на улице (не менее 5 часов!)

            2. Много движений (ходьба, плавание, игры с мячом, прыжки на скакалке, нейроскакалке, велосипед...). Качели - для формирования ощущения своего тела (это важно для развития пространственной ориентировки).

            3. Запуск новых ощущений: (важно - ходьба босиком! по песку, траве, воде...).

            4. Соблюдение режима дня! (ночью информация, полученная за день, должна перерабатываться, поэтому ложимся спать вовремя).

            5. Самообслуживание! (одеваться самостоятельно, заправлять постель, вымыть за собой чашку, навести порядок в комнате...).

            6. Творчество

            7. Свободная игра

            8. Сюжетно-ролевая игра (после 3 лет)

            9. Игры с мячом. Выбор мячей достаточно широк: они различного цвета, размера, качества. Возможные варианты игр с мячом:

            - перебрасывать мяч друг другу;

            - бросать мяч  о пол, землю, стену и ловить его двумя руками;

            - бросать мяч  вверх и ловить его двумя руками стоя и в движении;

            - бросать мяч вдаль; попадать в цель.

Более подробная информация для родителей воспитанников 5 - 7 лет:         

    

 

свернуть

РЕЧЕВЫЕ  ИГРЫ  ДОМА

 

Уважаемые родители!

         Предлагаем Вашему вниманию игры, которые помогут Вашему ребёнку подружиться со словом, сформировать умение рассказывать, отыскивать интересные слова, активизировать речь. Эти игры могут быть интересны и полезны всем членам семьи, они не требуют много времени, в них можно играть в выходные дни, в будние дни по вечерам, по дороге домой из сада, на прогулках. Дети, увлечённые замыслом игры, не замечают того, что они учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при решении задач, поставленных в игровой форме. Игровые действия в играх и упражнениях всегда включают в себя обучающую задачу. Решение этой задачи является для каждого ребенка важным условием личного успеха в игре.

Игры на активизацию словаря:

Игра «Кто или что может это делать?» 

Взрослый называет действие, а ребёнок подбирает предметы. Например, слово идёт, ребёнок подбирает: девочка идёт, мальчик идёт, кошка идёт, снег идёт и т. д. Подберите слова к глаголам стоит, сидит, лежит, бежит, плавает, спит, ползает, качается, летает…

«Отгадай, что это»

Отгадывание обобщающего слова по функциональным признакам, по ситуации, в которой чаще всего находится предмет, называемый этим словом. Например:

Растут на грядке в огороде, используются в пищу (овощи).

Растут на дереве в саду, очень вкусные и сладкие.

Движется по дорогам, по воде, по воздуху.

Игра «Что для чего» 

Взрослый предлагает вспомнить, где хранятся эти предметы.

хлеб – в хлебнице,                              сахар – в сахарнице,

конфеты – в конфетнице,                   мыло – в мыльнице,

перец - в перечнице,                           салат – в салатнице,

суп – в супнице,                                  соус - в соуснице.

Игра «Как можно…»

Взрослый спрашивает: «Как можно играть?» Ребёнок отвечает: «Весело, интересно, громко, дружно…» Другие вопросы: - Как можно плакать? (Громко, тихо, жалобно, горько…) - Как можно мыть посуду? (Хорошо, плохо, чисто, быстро…) - Как можно пахнуть? (Приятно, вкусно, аппетитно, нежно…) - Как можно быть одетым? (Аккуратно, небрежно, модно…) - Как можно смотреть? (Ласково, зло, внимательно…)

«Угощаю»

Предлагаете вспомнить вкусные слова: - Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга. Ребёнок называет «вкусное слово» и «кладёт» вам на ладонь, затем вы ему и так до тех пор, пока все не «съедите». Можно поиграть в  «кислые», «солёные», «горькие» слова.

 «Опиши предмет»

Ребёнок берет любой предмет и подбирает как можно больше слов, подходящих к этому предмету. Например: яблоко (какое?) красное, кислое, круглое, твердое и т.д.

«Раз, два, три, быстро слово подбери!»

Взрослый называет слово-действие, а ребёнок быстро подбирает подходящее слово-предмет. Например:

мыть – посуду                    пришивать - пуговицу

читать – книгу                   завязывать - шнурки

включать – свет                 заплетать - косички

кормить – кошку                покупать - хлеб

варить – кашу                    лепить - снеговика     

чистить – картошку            забивать - гвозди

поливать – цветы               собирать – грибы

Игры на речевые обобщения:

«Назови лишнее слово»

Взрослый называет слова и предлагает ребёнку назвать «лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово «лишнее».

 «Лишнее» слово среди имён существительных:

кукла, песок, юла, ведёрко, мяч;

стол, шкаф, ковёр, кресло, диван;

пальто, шапка, шарф, сапоги, шляпа;

слива, яблоко, помидор, абрикос, груша;

волк, собака, рысь, лиса, заяц;

лошадь, корова, олень, баран, свинья;

роза, тюльпан, фасоль, василёк, мак;

зима, апрель, весна, осень, лето;

мама, подруга, папа, сын, бабушка.

 «Лишнее» слово среди имён прилагательных:

грустный, печальный, унылый, глубокий;

храбрый, звонкий, смелый, отважный;

жёлтый, красный, сильный, зеленый;

слабый, ломкий, долгий, хрупкий;

крепкий, далёкий, прочный, надёжный;

смелый, храбрый, отважный, злой, решительный.

«Лишнее» слово среди глаголов:

думать, ехать, размышлять, соображать;

бросился, слушал, ринулся, помчался;

приехал, прибыл, убежал, прискакал;

пришёл, явился, смотрел;

выбежал, вошёл, вылетел, выскочил.

Игра «Найди дерево» 

(выделение признаков деревьев: общая форма, расположение ветвей, цвет и внешний вид коры)

Рассмотреть и научиться рассказывать о деревьях и кустарниках, которые встречаются по дороге в детский сад.

Игры на развитие звукового анализа и синтеза:

Игра «Цепочка слов» 

Взрослый и ребёнок по очереди называют любые слова, которые начинаются  на последний звук предыдущего. Например: кошкА – АвтобуС – СоК – КусТ – ТанК – ...

«Придумай слово»

 Ребёнок должен придумать слово с заданным звуком. Например: со звуком  Ж: жук, жилет, джинсы, жёлудь и т. д.

Игры на развитие грамматического строя речи:

Игра «Весёлый счет» 

Вокруг много одинаковых предметов. Какие ты можешь назвать? (дома, деревья, листья, лужи, сугробы, столбы, окна..) Давай их посчитаем. Один кирпичный дом, два кирпичных дома, три кирпичных дома, четыре кирпичных дома, пять кирпичных домов и т. д. (Каждый день можно подобрать разные определения к одному слову. Например: кирпичный дом, высокий дом, красивый дом, многоэтажный дом, знакомый дом…)

Игра «Подружи слова» 

Листья падают – листопад, снег падает – снегопад, вода падает – водопад, сам летает – самолёт, пыль сосёт – пылесос.

Игра «Всё сделал» 

Скажи, как будто ты уже всё сделал (сделала). Мыл – вымыл, вешает – повесил, одевается – оделся, прячется – спрятался, гладит – погладил, стирает - постирал рисует – нарисовал, пишет – написал, поливает – полил, ловит – поймал, чинит – починил, красит – покрасил, убирает – убрал, строит – построил.

Игра « Ты идешь, и я иду» 

Ты выходишь, и я выхожу, ты обходишь, и я обхожу и т. д. (подходить, заходить, переходить…) Можно по аналогии использовать глаголы ехать, лететь.  

«Приготовим сок»

«Из яблок сок (какой?) - яблочный; из груш… (грушевый); из вишни… (вишнёвый)» и т. д. А потом наоборот: апельсиновый сок из чего?» и т. д.

«Один - много»

«Яблоко – много чего? (яблок); Помидор – много чего? (помидоров)» и т. д.

Я мою руки потому, что… Почему ты идёшь спать? и т. д.

«Кем (чем) был?»

Взрослый называет ребёнку явления, предметы, животных и т. д., а ребёнок должен сказать, кем (чем) они были раньше.

Корова была телёнком. Бабочка была гусеницей. Курица была цыплёнком, а цыплёнок – яйцом. Лёд был водой и т. д.

«Секретное слово»  (для  развития умения контролировать себя, длительное время руководствоваться заданным правилом, а также тренировать память и внимание). Взрослый договаривается с ребёнком, что он будет повторять все слова, кроме,  например,  названий домашних птиц – их повторять нельзя, это секрет. Услышав их, нужно хлопнуть в ладоши (или топнуть ногой, подпрыгнуть и т.п.).  (Мяч, стол, гусь, игра, сом, курица, гриб, слон...)

         Уважаемые родители, представленные игры способствуют не только установлению более тесных отношений между вами и вашим ребёнком, но так же направлены на развитие памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения, речи вашего малыша. Играйте и не забывайте хвалить своих детей!

 

Использованный источник:

«Речевые игры дома» [Электронный ресурс]. – 2021 –https://infourok.ru/kartoteka-konsultacii-dlya-roditelej-rechevye-igry-doma-5134517.html

свернуть

ЧТО ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ О РАЗВИТИИ РЕЧИ?

 

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

         Вы хотите, чтобы ваш ребёнок, став взрослым, добился в жизни успехов, состоялся как личность, чувствовал себя свободным и уверенным всегда и во всём. Тогда учите вашего ребенка говорить!

         Говорить он должен правильно. Учась говорить, ребёнок учится логически  мыслить. Не заглядывая в отдалённое будущее, попробуйте оценить сегодняшнее состояние речи вашего малыша. Часто можно услышать, как взрослые говорят ребёнку: «Что же ты неправильно говоришь? Все твои друзья уже хорошо говорят! И ты старайся». Ребёнок очень старается, ему хочется сказать правильно, но у него не получается.

         Малышу нужно умело и вовремя помочь. Неправильное произношение приносит ребёнку много огорчений и трудностей в детском саду, а в школе эти трудности возрастают. Недостатки устной речи очень часто влияют на письменную речь. Ребёнок плохо справляется со звуковым анализом слов, пропускает буквы, слоги, одну букву заменяет другой, пишет так, как говорит.

         Чистое произношение, лексическое богатство, грамматически правильная и логически связная речь - заслуга, прежде всего семейного воспитания. И, напротив, недостаточное внимание к речи ребёнка нередко становится главной причиной дефектов произношения, искажения звуков. Устранить эти нарушения, сформировать и закрепить правильную артикуляцию звуков вашему ребёнку помогут учитель-дефектолог и воспитатель дошкольного учреждения. И всё-таки основную нагрузку в обучении вашего ребёнка правильной речи вы должны взять на себя! От вас, любящие родители, потребуется совсем немного: тесное сотрудничество с педагогами, терпение, умение заинтересовать ребёнка и включить его в процесс работы. Если все условия будут добросовестно выполняться, то занятия в скором времени дадут хороший результат.

Ориентировочные сроки усвоения детьми звуков речи

Даже при нормальном речевом развитии, ребёнок далеко не сразу овладевает нормативным произношением. Употребить новый звук в слове, использовать его в повседневной речи для ребёнка - дело непростое. Многие звуки произносятся детьми практически без усилий- м, н, т, п  и, конечно, гласные звуки. Хотя и здесь возможны искажения. Поправляйте ребенка, показывайте, как нужно произносить звуки. Тяжелее всего даются ш, ж, ч, щ, с, з, ц, а также р, л.

Время появления в речи ребёнка различных звуков - в таблице.

Возраст

ребенка

1-2 года

2-3 года

3-5 лет

5-6 лет

 

Звуки

 

А О Э

П Б М

И Ы У

Ф В

Т Д Н К Г Х Й

С З Ц

Ш Ж

Ч Щ

Л

Р

Неточное произношение у детей в возрасте до трёх-четырех лет естественно - это так называемое возрастное косноязычие (при нормальном физическом и психическом развитии и наличии полноценного слуха). Не позднее, чем к пяти-шести годам ребёнок должен овладеть правильным произношением всех звуков родной речи. Всякие нарушения в произношении звуков после этого возраста рассматриваются как дефекты произношения, исправлять которые бывает очень трудно. Поэтому именно в этом периоде жизни ребёнка (от пяти-шести лет) особенно важно следить за формированием его произношения и вовремя предупреждать закрепление косноязычия.

Нельзя подражать неправильному произношению ребенка - «сюсюкать» с ним. Тем самым вы лишаете ребёнка возможности слышать правильное произношение, отличать от неправильного. Это ведет к тому, что у ребёнка не вырабатывается слуховой самоконтроль и закрепляется искаженное произношение. С детьми нужно говорить всегда правильно и таким образом давать малышу речевой образец для подражания.

Как образуются звуки

В образовании звуков принимает участие язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Таким образом, при образовании различных звуков каждый орган, занимает определённое положение. В речи звуки произносятся не отдельно друг от друга, а один за другим, поэтому органы артикуляционного аппарата должны быстро менять своё положение.

Чёткого произношения звуков, слов, фраз, можно добиться, если все органы, принимающие участие в образовании звуков, будут достаточно подвижными, а работа их координированной.

Почему детям трудно даются некоторые звуки?

Во-первых, у них еще недостаточно развит фонематический слух, поэтому они часто не узнают звуки в речи взрослого и воспроизводят их в искажённом виде.

Во-вторых, артикуляционный аппарат ребёнка еще очень неустойчив, и ему не просто справиться с преградами на пути струи воздуха  при произношении звуков.

свернуть